По благословению Высокопреосвященнейшего митрополита
Полтавского и Миргородского Филиппа
 
Язык сайта        Українська        Русский   

Отделения Семинарии и изучаемые предметы

ПОЛТАВСКАЯ МИССИОНЕРСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ

 

Отделения:

1. Богословско-миссионерское — принимаются лица мужского и женского пола в возрасте от 18 лет. Срок обучения 4 года. Формы обучения: стационарная и заочная.

Богословско-миссионерское отделение нынешней Полтавской Миссионерской Духовной Семинарии появилось как результат развития открытого в 1997 году Духовного училища в городе Комсомольске. С самого начала атмосфера, царившая на занятиях в училище, указывала на то, что дело не ограничится стандартной подготовкой регентов-псаломщиков. Такой вывод можно было сделать, ознакомившись хотя бы с фондом нашей библиотеки, в которой наряду с насущно необходимой литературой с самого начала появилась масса книг по философии, психологии, истории, искусствоведению, литературная классика... Да и многие предметы, такие, как появившаяся вскоре трехгодичная история философии, психология, явно выходили за рамки обычного Духовного училища. Особый, миссионерский акцент всегда ставился во время проведения всех мероприятий, в которых участвовали наши студенты. Дискуссионный клуб, просмотр и обсуждение глубоких, проблемных фильмов, особая открытость, готовность честно рассматривать насущные вопросы нашей непростой современности стали уже традицией, если позволительно об этом говорить, учитывая такой относительно короткий срок нашего существования. Студенты изначально приучались к активному  миссионерскому труду - вот почему они сами учились, проводя беседы со школьниками, посещая детские приюты, тюрьмы, издавая свою, студенческую газету, побеждая на общегородских соревнованиях знатоков «Что? Где? Когда?», помогая делать православную передачу на городском телеканале, участвуя в работе детских воскресных школ, а также в организации летних лагерей. Несколько раз ребята принимали участие в миссионерских десантах, организованных для отдаленных районов Полтавской епархии. Лекционные занятия богословов-миссионеров по нравственному богословию

Такой настрой стимулирует и преподавателей, не давая им возможности застывать в самосозерцании. Каждая дисциплина, излагаемая на занятиях, рассматривается как часть единой системы подготовки богослова-миссионера. Вот почему важно не только дать информацию, но еще и показать, как она применяется в динамике дискуссии, как отвечает нуждам миссии. Поэтому одно из существенных требований к преподавателю - и постоянное обновление, оживление курса, чтение новой литературы по предмету, то есть постоянная учеба. Мы требуем активного привлечения лучших достижений светской мудрости, художественной литературы, публицистики - ведь миссионер должен знать все это, чтобы не превращаться в статиста, чтобы его нелегкий труд находил отклик в сердцах современников, а не превращался в повод для самодовольства. Дисциплины объединяются в тематически сходные блоки, чтобы преподаватели имели возможность обсуждать дидактические проблемы,  вырабатывать общий взгляд на трудноразрешимые вопросы современности (а их немало при искреннем отношении к своему труду). Преподаватели также имеют возможность пользоваться советами опытного методиста, чтобы расти профессионально. Все эти усилия не пропадают даром. Интересно, что учиться к нам поступают не только юноши, что обычно для такого отделения, но и девушки, причем это стало устойчивой тенденцией.

Некоторые находят, что такая активность неприемлема. Но подлинно христианская традиция - это не многократное воспроизведение во времени одного и того же штампа. Это предание, и предание подлинной жизни. А такая жизнь не может не дышать новизной. Мы не имеем права забывать слова Апостола Павла, величайшего миссионера:  «...кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор. 5:17).

За 11 лет существования Духовного училища, а ныне Семинарии, богословско-миссионерское окончили 428 студента.

 

2. Отделение регентов-псаломщиков — принимаются лица женского пола в возрасте от 16 лет, и мужского пола в возрасте от 18 лет. Срок обучения 3 года. Формы обучения: стационарная и заочная (последняя только при наличии музыкального образовании в объеме не менее 4 классов музыкальной школы и стажа клиросного пения  не менее 1 года).

Регентское отделение стояло у самых истоков нашей возрожденной Духовной школы - в первый после возобновления работы 1997-1998 учебный год только оно было единственной структурной учебной единицей. Хотя первый выпуск составил всего 10 человек, уже в следующем учебном году, ввиду большого количества девушек и юношей, желавших получить церковное музыкальное образование, регентский класс вырос до 25-ти студентов, а курс обучения был расширен с одного до двух лет; в 2000 г. - до трех. Были разработаны учебные программы по профилирующим и вспомогательным дисциплинам, а также в обязательном порядке была введена богослужебная регентская практика на приходах, в монастырях (Спасо-Преображенском (г. Лубны), Крестовоздвиженском (г. Полтава), Рождества-Богородичном (пгт. Козельщина)) Полтавской и соседних епархий Украинской Православной Церкви.

С самого открытия отделения перед преподавателями встала задача подготовки широко образованного регента. В связи с этим, помимо профилирующих музыкальных дисциплин были введены богословские и общеобразовательные предметы: гармония, музыкальная литература, сектоведение, иконоведение, миссиология, церковнославянский практикум и др. Отчасти насыщение учебного плана было вызвано причиной малого процента абитуриентов с музыкальным образованием - поступающие в 8-ми из 10-ти случаев обладали необходимой подготовкой. По этой причине и был введен широкий спектр музыкальных предметов - для быстрого сокращения дистанции между начальными и развитыми голосами.

Лекционные занятия регентов-псаломщиков по гармонии

Лекционные занятия регентов-псаломщиков по гармонииОсобо следует отметить подготовку учащихся по так называемым профилирующим предметам: церковному уставу, церковному пению, сольфеджио, методике работы с хором, истории богослужебного пения. Ведут эти предметы знающие и любящие своё дело педагоги. А дисциплины эти у нас в особом почёте, т.к. именно они основа регентских знаний. Так важным является курс истории богослужебного пения, в котором рассматриваются вопросы раннехристианской, византийской и древнерусской богослужебной практики, анализируются духовные произведения композиторов, их творческий путь. Уроки церковного пения, на которых изучаются церковные гласы, подобны, монастырские распевы, распев Киево-Печерской лавры, древнее знаменное пение, песнопения церковных композиторов. Уроки сольфеджио ставят своей главной задачей научить петь незнакомый текст «с листа». Методика работы с хором - первое ощущение живого хора, певцов, умение ориентироваться в любой партии хора, вовремя выстроить и интонационно поддержать хор, выработать чёткий ритм и т.д.

Особое внимание уделяется в воспитании и образовании будущего регента индивидуальным занятиям по предметам: дирижирование, читка хоровых партитур, фортепиано, вокал. Здесь вырабатывается не только техника дирижирования, игры на фортепиано, умение владеть своим голосом, но и воспитание особого «регентского» характера, воли, терпения, настойчивости, упорства и, конечно же, духовного понимания молитвенного характера исполняемых произведений.

За 11 лет существования Духовного училища, а ныне Семинарии, отделение регентов-псаломщиков окончило 217 студентов.


3. Иконописное — принимаются лица мужского и женского пола в возрасте от 17 до 35 лет, со средним общим, специальным или высшим образованием (желательно наличие художественного образования). Срок обучения 4 года. Форма обучения только стационарная.

Открытие при Полтавской Миссионерской Духовной Семинарии в июне 2006 года иконописного отделения дало возможность украинской православной молодежи стационарно изучать каноническую церковную живопись. Изучать не за границей, путь куда долог и не дешев, ни на вечернем отделении после длинного трудового дня и при искусственном освещении, когда огромную роль для цветопередачи играет именно естественное дневное освещение, а на родной земле.

 Работа иконописцаРабота иконописца

Процесс обучения долгий и сложный, но поддающийся тому, кто действительно хочет научиться. А главное, что долгие часы, проведенные за мольбертом, дарят удивительное чувство соприкосновения с тайной, с каждым днем линии все четче и все большим смыслом наполняется твой труд. «Копируя икону, человек всесторонне познает ее и невольно приходит в соприкосновение с тем миром, который в ней заключен, постепенно начинает ощущать реальность этого мира, истинность данного образа. Потом постигает глубину его содержания, поражается четкостью форм и внутренней обоснованностью его деталей и поистине святой простотой художественного выражения. Но чтобы так понять икону, нужно время, и иногда довольно длительное...» (монахиня Иулиания).     

 

В нашем учебном заведении будущие иконописцы получают знания не только по иконописанию и истории христианского искусства, но также изучают реставрацию древних памятников церковной живописи, иконографию (богословие иконы), основы академического рисунка и живописи, катехизис, Библейскую историю Ветхого и Нового Заветов, церковнославянский язык, литургику, миссиологию, православную педагогику и т. д. Что же относительно основного предмета - техники иконописания, то на уроках ученики изучают каноническую живопись по репродукциям, что дает им   возможность сравнивать особенности    разных иконописных школ и их направлений. Свои учебные работы студенты исполняют в технике яичной темперы, которая состоит   из натурального пигмента и связующего элемента - яичной эмульсии. От написания (в церковной иконописной терминологии принято именно это слово, а не светское - рисования) простой горки (в художественной живописи это имеет наименование - пейзаж) или здания переходят к фигурам святых, а на старших курсах приступают к изучению композиций праздничных и житийных икон. Большое внимание уделяется творческому подходу студентов к процессу обучения, что и обеспечивает должный рост будущего иконописца.

 

По окончании семинаристы получают диплом специалиста.

       Студенты обеспечиваются жильем и питанием (питание и проживание платное). При Семинарии действует библиотека, в которой кроме печатных изданий имеются видео- и аудиокассеты, цветные слайды, компакт-диски.

      Студенты обеспечиваются жильем и питанием (питание и проживание платное). При Семинарии действует библиотека, в которой кроме печатных изданий имеются видео- и аудиокассеты, цветные слайды, компакт-диски.

        Студентам стационарной формы обучения предоставляется отсрочка от армии.

 

        В сектор заочного обучения (богословско-миссионерское и регентское отделения) принимаются не только священнослужители, но также и миряне мужского и женского пола. Программы заочного обучения полностью соответствуют содержанию и объему программ стационарной формы.

 

        Студенты заочного сектора обеспечиваются учебными программами, печатными и аудио- пособиями.

В секторе заочного обучения Полтавской Миссионерской Духовной Семинарии на богословско-миссионерском отделении и отделении регентов-псаломщиков обучаются лица мужского и женского пола как в священном сане, так и без оного.

 

Программы заочного обучения соответствуют содержанию и объему программ стационара.

В каждом учебном году проводятся три сессии для 1-го курса (одна установочная и две зачетно-экзаменационных) и две зачетно-экзаменационных сессии для 2-го, 3-го и 4-го курсов. Ориентировочное время проведения сессий: установочная - середина октября, зимняя зачетно-экзаменационная - 3-ая и 4-ая недели декабря, летняя зачетно-экзаменационная - 2-4 недели июня.

По каждому предмету читаются лекции, проводятся консультации, как формы контроля дифференцированный зачет или экзамен, организовывается богослужебная практика.

Допуском к сессии является наличие предоставленной в срок письменной работы, а также оплата стоимости курса обучения.

Оценки по зачетам и экзаменам выставляются в экзаменационных ведомостях и зачетных книжках. Последние находятся в секретариате заочного сектора и выдаются студентам на руки на период сессий.

Студенты пребывают на сессию не позже 9-00 первого дня каждой сессии, указанной в календаре учебного времени. С календарем учебного времени можно ознакомиться в подотделе сайта «Учебный процесс», или же перезвонив по номеру 8 (05348) 253-02.

С расписанием занятий сессии можно ознакомиться, обратившись к центральной информационной доске объявлений ПМДС непосредственно за неделю до сессии.

Во время сессии ежедневно работает читальный зал библиотеки ПМДС, потому как учебники не выдаются на руки студентам сектора заочного обучения. Нужные книги можно приобрести ими в личное пользование в книжном магазине ПМДС.

Студенты сектора заочного обучения обеспечиваются бесплатным питанием и проживанием только на время сессии! Однако самостоятельно обеспечивают себя постельным бельем и кухонной посудой (чашка и ложка). Строго запрещается приезжать на сессию ранее, чем за сутки до официального начала сессии.

Секретарем заочного сектора выдается по месту требования вызов на сессию и справку-подтверждение о присутствии на сессии.

Студенты, сменившие место жительства, обязаны в ближайшее время сообщить в канцелярию заочного сектора ПМДС новый контактный адрес. В противном случае, администрация заочного сектора не несет ответственности за корреспонденцию, отправленную по старому адресу.   

Студенты, сменившие фамилию, или принявшие священный сан, должны сообщить об этом секретарю сектора заочного обучения для внесения поправок в документацию. При этом необходимо предоставить копию соответствующего документа (свидетельства о браке или венчания, ставленнической грамоты и т.д.).

Если в конце 4-го курса, согласно своду оценок по устным ответам, отсутствует какая-либо оценка, диплом не может быть выдан до погашения академической задолженности. Досдача несвоевременно сданных зачетов и экзаменов производится только при наличии письменного разрешения заведующего сектором заочного обучения. Академическая задолженность за 1-ый, 2-ой и 3-ий курсы непогашенная до первого дня последней сессии 4-го курса является препятствием к своевременной выдаче диплома. При условиипогашения задолженности выдача диплома переносится на октябрь месяц. При долгосрочной задолженности студент исключается из учебного заведения. 

Учебный процесс

Духовное образование есть целенаправленный процесс обучения и воспитания, имеющий своей целью подготовку пастырей, богословов и церковных специалистов для осуществления миссии Церкви в современном мире. Подготовка кандидатов в священный сан предполагает восприятие ими при хиротонии особых даров Святого Духа, поэтому такой вид образовательной деятельности называется духовным образованием.

Приготовление к служению происходит через духовно-просветительное возрастание и приобретение знаний и имеет своей целью утвердить будущего служителя Церкви в истинах веры и благочестии, поэтому духовное образование обязательно для каждого служителя.

Священнослужитель и церковнослужитель в современном мире призван к тому, чтобы нести проповедь Слова Божия людям с различным образовательным уровнем и социальным статусом. Он, Пастырь, должен осуществлять свою миссию не только среди прихожан, но и в образовательных учреждениях, воинских соединениях, больницах и различных социальных учреждениях.

Для того чтобы подготовить пастыря, миссионера, катехизатора  к выполнению сложных и многообразных обязанностей, налагаемых на него требованиями современной жизни, необходимо постоянное совершенствование духовного образования.

Учебная деятельность в ПМДС предусматривает:

  1. Усвоение образовательных стандартов духовного образования.
  2. Разработку учебных и методических пособий.
  3. Проведение семинаров и научно-практических конференций по совершенствованию содержания образовательных программ и учебных планов.
  4. Анализ и внедрение новых технологий в образовательный процесс духовных учебных заведений.

Неотъемлемой частью образовательного процесса является методическая и научно-исследовательская деятельность, а также сотрудничество с органами государственной власти в области образовательных инициатив и светскими учебными учреждениями.

Организация учебного процесса

Учебно-педагогические процессы в духовных и светских учебных заведениях имеют много общего. Как светские, так и духовные школы руководствуются учебными программами и планами, имеют четырехбалльную систему оценки знаний, зачетные и экзаменационные сессии, используют в процессе обучения систему мер поощрений и взысканий.

Образование в духовных школах имеет, однако, и существенное отличие, которое определяется спецификой богословия. Светские учебные заведения, как известно, призваны дать студенту сумму знаний. Если знания усвоены, то цель образования достигнута. Особенность духовного образования заключается в том, что процесс обучения в духовном учебном заведении нацелен не только на подготовку образованных церковных кадров. Важной задачей курса обучения в семинарии является процесс становления личности и внутренний духовный рост обучающихся. Знания должны стать для студента жизненным началом, преобразующим его мысли, слова, поступки, его личность. Подлинное богословие - это не "багаж" знаний, а опыт духовной жизни.

Круг предметов, изучаемых в семинарии и академии, достаточно широк. Это и библеистика, включающая дисциплины, связанные с изучением Священного Писания; и богословие, изучающее основные положения христианской веры, христианскую нравственность, духовное наследие авторитетных церковных писателей; и история, включающая историю Православной, Католической и других христианских Церквей, а также историю нехристианских религий; философия, в рамках которой значительное место отводится изучению русской религиозно-философской мысли; литургика, изучающая вопросы церковного устава, богослужения, текстологии церковных песнопений; церковное законодательство; а также древние и современные иностранные языки.

1.1. Перечень учебных предметов по отделениям дневной формы обучения (таблица, pdf, 165 Kb) >>

1.2. Перечень учебных предметов по отделениям сектора заочного обучения  (таблица, pdf, 127 Kb) >>

1.3. Реестр письменных творческих работ по учебным предметам богословско-миссионерского отделения и отделения регентов-псаломщиков ПМДС (таблица, pdf, 137 Kb) >>

1.4. Расписание звонков  (таблица, pdf, 55 Kb) >>

1.5. Расписание занятий  (таблица, pdf, 107 Kb) >>

1.6. Учебно-годичная и летняя практика  (таблица, pdf, 109 Kb) >>

1.7. Реестр аттестационных и экзаменационных сессий на период стационарного обучения студентов ПМДС  (таблица, pdf, 143 Kb) >>

 

2. Методическая работа

2.1. Типовая учебная программа (таблица, pdf, 148 Kb) >> 

2.2. Единые требования аттестационно-квалификационной комиссии к студентам выпускного курса отделения регентов-псаломщиков(таблица, pdf, 151 Kb) >>

2.3. Форма анализа урока(таблица, pdf, 106 Kb) >>

2.4. Положение о семинарских хорах(таблица, pdf, 95 Kb) >>

2.5. Положение о выдаче дипломов (таблица, pdf, 135 Kb) >>


  Скачать "Учебный процесс" полностью (pdf, 434 Kb) >>