По благословению Высокопреосвященнейшего митрополита
Полтавского и Миргородского Филиппа
 
Язык сайта        Українська        Русский   

Преподаватели и выпускники Семинарии

Преподавательский состав Полтавской миссионерской духовной семинарии:

1. Архиепископ Филипп (Осадченко),  Ректор. История Православия ХХ века.

2. Игумен Вениамин (Погребной), 1-й Проректор. Священное Писание Ветхого Завета и Нового Завета.

3. Архимандрит Филарет (Зверев), Проректор по научной работе. Гомилетика, Пастырское богословие, Практическое руководство для пастырей, Латинский язык.

4. Протоиерей Георгий Граб, Духовник. Христианская этика.

5. Протоиерей Евгений Паламарь, Заведующий богословско-миссионерским отделением. Логика, История философии, Апологетика.

6. Иерей Сергий Яблуновский, Инспектор. Библейская история (богословско-миссионерское отделение), Литургика (1 и 2 курсы богословско-миссионерского отделения), Сравнительное богословие.

7. Протоиерей Ростислав Денисюк, Старший дежурный помощник инспектора. История Православия на Руси, Церковнославянский язык, Греческий язык.

8. Протоиерей Борис Кондрат. Миссиология.

9. Протоиерей Василий Фазан. Православная педагогика.

10. Иерей Михаил Павлюк. Сектоведение.

11. Протоиерей Анатолий Боярчук. Нравственное богословие, Основы христианской нравственности, Иконоведение, Священная история Нового Завета (отделение регентов-псаломщиков).

12. Протоиерей Александр Носенко. Догматическое богословие, Патрология, Литургика (3-ий и 4-ый курсы богословско-миссионерского отделения), Украинский язык.

13. Протоиерей Виталий Васильчук. Основное богословие, Церковное право, Катехизис.

14. Протодиакон Сергий Лисовский. Церковный устав.

15. Диакон Борис Лебедев. История богослужебного пения, Церковное пение.

16. Терещук Александр Александрович. Секретарь Ученого Совета. Священное Писание Нового Завета 2 класс  богословско-миссионерского отделения.

17. Быков Сергей Викторович. Основы компьютерной грамотности.

18. Рудь Павел Григорьевич. История Христианской Церкви, История Поместных Церквей.

19. Горбань Сергей Иванович. История и теория церковного искусства, техника иконописи.

20. Сюльдин Николай Сергеевич. Техника иконописи.

21. Рыбальченко Людмила Леонидовна, Проректор по учебной работе. Православная педагогика, Риторика.

22. Ковальчук Ирина Петровна. Православная психология.

23. Инокиня Сусанна (Каличина), Заведующая отделением регентов-псаломщиков. Дирижирование, Сольфеджио.

24. Глебко Нина Викторовна, Заведующая иконописным отделением. Техника иконописи.

25. Третяк Виталина Анатольевна. Методика работы с хором, Хоровая аранжировка, Церковное пение, Дирижирование.

26. Хаустова Татьяна Николавевна. Техника иконописи.

27. Удовиченко Елена Семёновна. Сольфеджио, Гармония, Музыкальная литература.

28. Иноземцева Татьяна Семеновна. Художественный рисунок, Шрифтоведение.

29. Зиныч Татьяна Всеволодовна. Фортепиано.

30. Вишняк Юлия Федоровна. Техника иконописи.

31. Шашина Елена Николаевна. Фортепиано.

32. Быкова Татьяна Владимировна. Дирижирование, Церковное пение.

33. Овчинникова Ксения Викторовна. Английский язык.

34. Заводун Александра Александровна. Дирижирование.


Выпускники

Первые студенты - учащиеся 1997/99 уч. гг.

30 мая 1999 г. состоялся первый выпуск Духовного училища. За все время возобновления работы Полтавской Духовной школы я не помню такого различного по возрасту и единого по духу курса. Огонь, загоревшийся в нас (и поверьте, что пишу я это не для красного слова) продолжает гореть и сейчас. Иногда, во время лекций студентам, кто-то поворачивается или задает вопрос так, как задавал твой одноклассник или одноклассница по училищу и приходят воспоминания. Смотрю в окно и говорю ребятам: «Это было время, когда я ложился спать и просыпался счастливым...».

А сколько воспоминаний: встреча с православным этикетом: в течение первых месяцев, ежедневно видя отца Ректора (ныне владыку Ректора, архиепископа Полтавского) вместо того, чтобы брать благословение, я по-светски наклонял голову и здоровался словами: «Добрый день (вечер, утро)». Так было принято в том мире, откуда я пришел. Отец архимандрит спокойно отвечал мне тем же. Только на третьем месяце я узнал, что церковный этикет предписывает семинаристу брать благословение. Осознав и подойдя в очередной раз, я попросил благословение, на что будущий владыка, вздохнув и улыбнувшись, сказал: «Ну, наконец-то!». Вроде ничего особенного, но за этим было то, что необходимо иметь каждому педагогу - терпение.

Помнил, помню и буду помнить всегда: чтение по вечерам нам в классе отцом Георгием Грабом, духовником училища, главы «Великий инквизитор» из «Братьев Карамазовых» Ф.М.Достоевского; первое осмысление с нашим духовником появившегося тогда кинобестселлера «Титаник», выделение в нем эсхатологического момента (может быть, этот факт и дал нам заряд в осмыслении современной кинематографии); споры с отцом Евгением Паламарем, что «философия все же служанка богословия» и учить катехизис и догматическое богословие по В.Н.Лосскому на 1-м курсе невозможно (мы, сообща, искали контраргументы и представляли их отцу Евгению), но потом, кнув к слогу и пропустив через себя то, что говорил Владимир Николаевич на своих лекциях студентам Парижского богословского института, мы, чтецы Лосского, пребывали под большим впечатлением; доброе отношение и даже более, несмотря на возраст, братское и отеческое, нашего первого Секретаря Совета Константина Петровича Маслова. Он впервые вывел нас на берег Днепра всем классом, показав, что православные радуются жизни по-христиански и приветствуют её.

 Может быть, если бы не он, тетива из известной истории со св. Антонием Великим могла лопнуть. До сегодняшнего дня каждый год рассказывается история, некогда поведанная нам Константином Петровичем (ныне уже отцом Константином). История об убегающем времени в семинариях. Первый год просто учишься, и юность берет свое, хочется походить, посмотреть - впереди еще три года; второй год по инерции, а на третьем окунувшись в библиотеку, начинаешь думать: «Да я же не успею прочитать столько полезного и интересного. Где же я был эти два года?» И, как поведал нам отец Константин, он со своими товарищами-одноклассниками оставшееся время переписывали и читали все важное и интересное, что им попадалось в библиотеке.


Многое помнится, но, главное, что каждый из нас и все мы вместе были первым выпуском, и в том наше студенческое счастье, а, ведь, счастье и состоит в том, чтобы быть с-частью кого-то... 

1-й проректор ПМДС, протоиерей Владимир Погребной







 

Выпуск 2000 г.

Господь наш Иисус Христос призывает к себе всех без исключения. Однако от нас самих зависит, услышим ли мы этот призыв или в суете нашего земного бытия оставим его незамеченным. Одни, изначально родившись в церковной среде, покидают ее, другие, вначале далекие от Бога, впоследствии становятся верующими. Воистину пути Господни неисповедимы. Родившись в малоцерковной среде, я уже в зрелом возрасте "нашел" Бога - после долгих исканий осознал полноту и красоту Православия.

Затем обучение в мирском училище. После получения образования в светском учебном заведении, я был удивлен той обстановкой, которая царила здесь, в Духовной школе. Ежедневные утренние и вечерние молитвы, богослужения, послушания, особый распорядок дня подчеркивали исключительность духовного образовательного процесса - здесь готовят будущих пастырей Церкви. Будучи выпускником Духовного училища, хочется с благодарностью вспомнить всех тех, усилиями которых этот "вертоград духовный" посеян, возрос и сегодня приносит обильные плоды.

 преподаватель Истории Православия на Руси, иерей Ростислав Денисюк 

 

Оканчивая Духовную школу, тобой овладевают и радостные и грустные чувства. Радостные, наверное, потому, что ты здесь получил много знаний, которые сможешь использовать в дальнейшей жизни, конечно при условии постоянного усовершенствования. А грустные, потому что приобрел здесь много друзей, почувствовал радость от живого общения с преподавателями, и хотя тогда у нас их было не много, все они старались помочь нам, поделиться с нами своим опытом; так, что выйдя из стен Духовного училища, мы не оказывались потерянными в бушующем мире.

Педагоги, как и сама школа, были молоды, но от этого они только сильней подвигали нас на пути к новому, непознанному. Общаясь между собой, мы приобретали опыт общения, корректируя свои привычки и навыки. Когда вспоминаешь время, проведенное в стенах училища, то никогда не всплывает ничего плохого, а поднимаются внутри добрые теплые чувства любви и благодарности. Спасибо!

выпускница отделения регентов-псаломщиков, Коробка Анна

 








Выпуск 2001 г.







 

Выпуск 2003 г.

 

 Выпускники 2003 г. были первыми, кто учился в Духовном училище г. Комсомольска три года. Переход на трехгодичную систему образования был связан с новыми идеями, проектами, планами. Как мне помнится, жизнь в училище бурлила, все были в трудах и поисках. Во главе училища стояли новоназначенный проректор отец Игорь Старынин, инспектор - педагог по призванию - диакон Александр Галака, а также молодые преподаватели Александр Леонидович Зуев, Владимир Валентинович Погребной и другие. Вспомнить, конечно же, можно многое, но хотелось бы сказать о самом важном....

Первое было связано с миссионерством. В том, что Семинария сейчас миссионерская, большая заслуга актива выпуска 2003 г. Все началось со студенческой идеи, которую поддержали преподаватели. После одного из Педсоветов в наш класс зашел преподаватель сектоведения Александр Леонидович и сказал, что ему поручили быть главой Миссионерского отдела. В тот же день он созвал всех желающих и назначил своих помощников: секретарем отдела - Елену Пономаренко, референтом по общественным связям - Сергея Мититюка, главой информационно-аналитического отдела - Ивана Новака и Виталия Сидоркина, издательского отдела - Александра Носенко, пресс-службы - Константина Максимова. И отдел заработал.

Уже через пару недель студенты во главе с Александром Леонидовичем начали читать лекции о Православии в школах, удалось договориться о «сотрудничестве» с домом престарелых и детским домом (куда наши студенты ходили помогать), совершили первую поездку с хором студентов в Кременчугскую тюрьму для несовершеннолетних, а также отправили своих «разведчиков» в крупные молитвенные дома других христианских деноминаций города.

На следующем заседании отдела избрали себе небесного покровителя - равноапостольного Николая, просветителя Японии. И далее: Ректор Архиепископ Филипп - глава Синодального отдела миссионерства и катихизации УПЦ, потом Миссионерское Духовное училище УПЦ, Полтавская Миссионерская Духовная Семинария ..., а начиналось-то все с малого.

Как выпускник 2003 г. я помню наше отношение к богословию. О преп. Максиме Исповеднике, о тайне Богородицы, о браке или монашестве тогда говорили везде: в классах, в кельях, в коридорах училища, на улице и т. д. Для многих это стало жизненно важным. Хотели посвятить свою жизнь богословию. Тут было много романтики, но уже само усердие студентов может вызвать похвалу. Припоминается и запал отца Игоря Старынина как преподавателя догматики. Выпускникам 2003 г. удалось встретиться с многими интересными людьми: в 2002 г. в Комсомольск приезжал диакон Андрей Кураев, в 2003 г. училище посетил предстоятель нашей Церкви Блаженнейший Митрополит Владимир, во время учебы некоторым из нас удалось увидеться и пообщаться с такими богословами как епископ Илларион Алфеев, Никита Струве, Николай Лосский, Сергей Аверинцев, Александр Дворкин и другие.

Нельзя обойти стороной и факт создания студентами фильма о Духовном училище. Чтобы оставить о себе память, мы решили снять о нашей alma matter художественный фильм. Написав сценарий и пригласив опытного работника телевидения Сергея Белецкого, в феврале 2003 г. мы начали первые съемки. Фильм был по большей части юмористическим. Студенты играли преподавателей, но сами сцены были очень близкими к тому, чтобы быть правдой. Фильм назвали «Закалка сердец» и на выпускном вечере в присутствии Ректора архиепископа Филиппа была его презентация. Хотелось бы сказать, что благодаря этому фильму, мы очень сплотились, стали ближе друг к другу или, просто сказать, подружились. Общее благое дело - это всегда хорошо, ведь не зря и сама литургия переводится на русский язык как «общее дело»...

иерей Александр Носенко, преподаватель Догматического богословия и Патрологии

 








Выпуск 2004 г.

Первый год нашей учебы характеризовался немного раздельной жизнью нашего класса - курс был большой и всем жить в одной келье было невозможно. Большая часть ребят обитала в ближней (к классу) келье (получившей название «Ближние пещеры»), а меньшая в дальней (соответственно «Дальние пещеры»), находившейся в другом крыле училища. И весь этот первый год, две кельи жили как бы своей, независимой друг от друга жизнью. Но постепенно курс становился все меньше и меньше, так что вскоре все вместились в одном помещении, и зажили душа в душу. Первый кто сейчас вспоминается - наш староста Сергей Мельник. У него было тогда два увлечения - резьба по дереву и философия. И та и другая были довольно опасны. Из-за резьбы по дереву его кровать могла быть просто смертельной, ввиду обилия на ней разного рода скальпелей и резцов. Брат, случайно на нее присевший, очень рисковал.

Из-за второй страсти, философии, Сергея иногда даже ругали - часовые зачитывания Боэция подталкивали к такому желанию многих. Но более всего он запомнился другим. Все три года, изо дня в день, он вскакивал с постели в 7-30, будил всю братию криком: «Песне время, молитве час, Господи Иисусе Христе, помилуй нас». Все невольно просыпались, а Сергей, как ни в чем не бывало, запрыгивал в свою кровать, и досыпал дальше. Еще вспоминается Славик Криворотько - «совесть кельи». Одно время у нас была традиция чтения на сон грядущим кафизмы. Славик становился со свечкой у аналоя, посреди кельи, и читал братии псалмы. Все сразу затихали, слушали, а потом и засыпали. Позже, «совесть кельи» ударилась в литургические реформы и псалтырь вместо церковнославянского стала читаться на русском языке.

Это вызвало возмущение консервативно настроенной части кельи, и во избежание конфликтов чтение быстро свернули. Еще вспоминается Юра Тютюнник; вспоминается своим добрым полтавским юмором и фразами, каждая из которых была бриллиантом. Да и много кто вспоминается. И Сергей Трифонов своей житейской рассудительностью, и Саша Худяков своей невозмутимой мудростью, и Дима Гнилосир (ныне иерей Димитрий) своей эрудированностью и оптимистичностью. Вспоминаются общие Причастия, когда ко Святому Телу и Крови Христовым приобщались всей Духовной школой. Вспоминаются наши веселые праздники и не менее радостные будни. Из преподавателей больше всего запомнился отец Евгений Паламарь. Он нас шокировал своим умением читать лекции без всяких бумажек. Один раз мы попросили его остаться после обеда и рассказать нам что-нибудь интересное из философии. Тогда он весь вечер в Актовом зале говорил о неоплатонизме. Тема вроде бы абсолютно абстрактная, но все слушали на одном дыхании. На таком же одном дыхании пролетели и все три года обучения.

студент факультета библеистики Римского Урбанского университета, Андрей Лебедев

 

Выпуск 2005 г.

При поступлении в 2002 году нас было тридцать четыре человека, а когда выпускались, осталось двадцать, вместе с Яной. С того самого года на богословско-миссионерское отделение стали впервые брать девушек.

Наши преподаватели говорили, что у каждого класса есть своё лицо. Вот приблизительный фоторобот нашего класса (очень приблизительно). Лицо нашего класса всегда улыбалось. Эта улыбка не исчезала, даже когда лицо пыталось плакать. Улыбку звали Вова Филенко. Перед его Полтавским колоритным сатиро-юмористическим настроением падали стены любой преподавательской строгости. Но он этим не злоупотреблял. Даже старостой класса его выбрали безапелляционно.

Одним из самых ярких представителей общественной совести был Ваня Лысак. Подобающе совести он никогда не опаздывал на молитву, трапезу, послушания...Он так торопился всюду успеть вовремя, что даже поступил раньше всех в училище и был самым младшим в классе. Ваня просыпался за час до подъёма и монотонно шаркал по комнате, пока у кого-то разбуженного не сдавали нервы. Тогда Иван под крики, обиженно выходил... А на следующее утро начиналось то же.

Наше «лицо» имело собственное обаяние. Воплощением нашего обаяния был Толик Черногор. Многие запомнили его настырность в чтении конспектов. Он читал всё свободное от пения время, а всю свою короткую ночь спал на конспекте. Нет, суеверным Толя не был. Просто так легче - проснувшись, сразу укусить гранит науки уже натренированными зубами. Так же он относился и к пению. Часто с друзьями хористами Анатолий стоял у фортепиано разучивая очередную партитуру, а вся не очень поющая часть класса... сидела с "безразличными лицами". Однажды ночью не поющие даже вынесли фортепиано из класса...

Под лицом всегда скрыт мозг. Нашим мозгом был Стас. Он редко получал не пять, и стал самым красным дипломником нашего курса. По ночам он спал с берушами в ушах и учил нас разводить молочные бактерии. Его никто не мог обогнать в интеллектуальном развитии, потому что он никогда не стремился быть первым. Круг его интересов был непредсказуемым. Богословская беседа всегда могла плавно перейти в мысли о служебном собаководстве, восточных единоборствах, готической культуре и опять к богословию. Он всегда был немного молчалив и от того скрывался за лицом в целом, как и подобает мозгу.

Лицо имеет маски в лучших традициях античного театра. Маска трагедии был Вова Чепурной. Он пришел к нам прямо из баптизма. Воцерковление началось в среде нашего класса. Он по доброму мучил Анатолия Александровича Боярчука и они часами, сидя в классе после отбоя разбирали, как же понимают благодать Святого Духа католики, протестанты и православные. По характеру Вова был героем Достоевского.

Маской комедии был Рома Аксёнов. Он обладал звонким музыкальным смехом и отсутствием музыкального слуха. Поэтому когда Рома пел, аудитория делилась на две части. Одни хохотали, другие умоляли замолчать. Рома ни на кого не обращал внимания и пел дальше, с видом полного осознания того ,что мир не дорос до этой гениальности. Его очень любили повара, которых Рома неустанно благодарил после каждого приёма пищи. Так как он был из Белгорода, мы часто рассказывали ему анекдоты о «русско-украинских» отношениях. Всё остальное Рому веселило, так что он смеялся своим звонким смехом. Многих можно вписать в этот портрет.

Многое что произошло с нами, изменило нас навсегда. Некоторые люди стали мне очень близкими. Когда чужие становятся своими - это и есть чудо.

После выпускного мы усаживали друг друга в автобусы, рыдали, обещали звонить, писать и ездить друг к другу на свадьбы... С немногими ребятами мы видимся несколько раз в год, с некоторыми говорим по телефону, а некоторых я не видел после выпуска ни разу. Продолжаем учиться...

студент факультета психологии Киевского института подготовки кадров госслужбы занятости Украины, студент Киевской Духовной Академии, Денис Васильев

 

Выпуск 2006 г.

Выпуск Миссионерского училища 2006 года. Живой не то слово. Они и активные приверженцы участия команды МДУ в городском футбольном чемпионате 2005 г., и любители студенческих концертов, и просто честные ребята. Уроки проходили не в простых спорах и дискуссиях, а в тех, что рождали истину. Игумения Леснинского монастыря Екатерина (графиня Ефимовская) говорила: «Надо не только спасаться от мира, но и спасать мир». Это в них было. Но и незатейливой детской хитрости в них было хоть отбавляй. Зададут вопрос и ждут, что ответ может быть только один и в их пользу. Подумаешь и дашь им неожиданный ответ. Задумаются, улыбнутся, продолжается урок.

иерей Василий Бабич, преподаватель миссиологии

 

Миссионерское Духовное училище, а позже Семинария.... Только хорошие воспоминания связаны у меня с этими словами, с этими очагами духовности и богословской науки.

Наш курс, наверное, был самым большим за историю Семинарии (училища) - 40 человек, ну и, разумеется, что весь он не мог поместиться в одной келье, так что обитали мы в разных кельях, большая часть на первом, а меньшая часть, в которую попал и я - на втором этаже. Так как училище наше было Миссионерским, то училось с нами и 3 сестры, но до выпускного дня оставалась с нами одна единственная, наша помощница по изучению конспектов и подготовке к зачетам, Катя Марченко. Как сейчас помню, около десяти семинаристов, и Катя, объясняющая нам непонятные вопросы Священного Писания или богословия.

Помнится, наш курс кто-то называл способным к пониманию наук, думаю, с этим можно согласиться, но в то же время он был и очень проблематичным. До сих пор сложно понять, как решились преподаватели оставить нас еще на один год. Но хотя он и был курсом, представители которого часто посещали заседания инспекторской службы (бывало так, что и всей кельей), но был он и дружным, сплоченным, о чем я могу судить по жизни нашей кельи. Нас было около десяти человек, но к нам постоянно добавляли на проживание, то студентов старших, то младших курсов. Можно вполне сказать, что жили мы коммуной, в том смысле, что у нас было все общее. Мы никогда, не жили сами для себя, мы как бы составляли один организм, и проблемы кого-то, являлись общими проблемами, и быстро устранялись. Если нужно было что-то учить, или готовиться к зачетам, в кельи воцарялась тишина, но если учить ничего не надо было, то и близлежащая келья, теряла эту возможность. Такая была наша келья - дружная и чуть-чуть шумная, этот режим мы перенесли и в нижнюю келью, когда перешли на 4-й курс, уже семинаристами.

Наш курс пережил много событий и учебных реформ, о которых хочется вспомнить. Во-первых, мы были последним выпуском училища, и большинство из нас стало первым выпуском возобновленной Полтавской, но уже Миссионерской Семинарии, под главенством Владыки Ректора. Мы стали свидетелями становления наших преподавателей священнослужителями, а одного из них и монашествующим. Это: диакон Сергий Лисовский (преподаватель Церковного Устава на 4-м курсе), иерей Анатолий Боярчук (его уроки по Нравственному Богословию, навсегда останутся в наших сердцах), иерей Сергий Яблуновский (с которым мы начали погружаться в древнюю историю мира, а окончили ознакомлением с католическим учением), иерей Александр Носенко (его конспекты по Литургике, я очень часто перелистываю), иерей Ростислав Денисюк (его лекции по трагической истории нашей Церкви, заставляют задуматься о многом), архимандрит Филарет (Зверев), (наш проректор по научной роботе, и преподаватель пастырских дисциплин, лекции которого, заставляют переосмысливать свои поступки).

Навсегда останутся в нашей памяти и лекции преподавателя, становления которого мы не увидели, но он стал священнослужителем, перед нашим поступлением, это наш первый проректор протоиерей Владимир Погребной. Его лекции по Священному Писанию являются кладезем в изучении Библии, благодаря его заботам, мы всегда были в курсе всех новостей, как церковных, так и политических, а это для будущих миссионеров очень важно, знакомились мы и с новинками кинематографии, несущими определенный смысл. Мы были испытателями и семинарских реформ: дипломных работ и иностранных языков.

Очень многое можно говорить о нашей Семинарии, скажу еще одно, чем она является для меня. Она глубоко повлияла на мой характер, да что там говорить, на всю мою жизнь. Она научила меня быть более самостоятельным, научила видеть во всем, что с нами происходит, Божий промысел, научила любить богослужение, дала знания. Здесь я нашел хороших друзей и добрых, отзывчивых, могущих прийти на помощь в трудную минуту преподавателей. Годы, проведенные в этих стенах - это лучшие годы.

Цикавый Михаил, Сибиу, Румыния








 

Выпуск 2008 г. - первый выпуск Полтавской Миссионерской Духовной Семинарии

 

Выпуск 2009 г. - десятый юбилейный выпуск Полтавской Миссионерской Духовной Семинарии

 

Документи до семінарії ми приїхали подавати з бабусею, десь на початку липня... Через півтора місяці вже чекали вступні іспити! Думки кружляли: «Буду навчатися в семінарії, чи не буду? Вдасться гарно скласти іспити, чи ні?..»

25-те серпня настало! Тривога... Вже склав іспити, але ще не знаю як добре! Ось, читають список абітурієнтів, котрі щойно стали студентами Полтавської Місіонерської Духовної семінарії (тоді ще училища). Серед них був я. Так розпочалося моє життя в семінарії!

Навчання ніколи не сіріло одноманітністю! Не просто з'явилося багато друзів, а всі між собою стали друзями. При спогаді про старшокурсників, хочеться їм вклонитися, бо вони своїм прикладом багато вклали добра у душі своїх молодших братиків, тобто нас!

Щоденний розклад сам говорив про себе, казав: «Без мене жити складно». Так й було, все дійсно дуже чітко сформовано. Приносило радість, звичайно ж і те, що він залишав достатньо часу для відпочинку))). Богослужіння підносили душу, й допомагали їй «отложить попечение». Коли бував на Богослужінні більше, ніж два рази на тиждень, тоді справді відчував, що все «попечение» - це другорядна справа. Дуже зближувало і поєднувало всіх нас загальне Причастя. Це хотілось би описати, але це неможливо (кажу щиро!). Дуже багато було Богослужбової практики, що власне і дало змогу покласти церковний устав на «скрижалі» свого серця.

Пам'ятається мені, що через деякий час прийшло ще глибше переосмислення мого перебування в стінах семінарії... Це трапилось після чергового від'їзду додому. Вертаюсь в ПМДС, і землю цілувати хочеться... Відчув! Це - інший світ! Не тільки тому, що тут брати та сестри, не тільки тому, що тут батьки-викладачі, а тому що тут затишно і спокійно моїй душі, тут наша домівка - справжня християнська хатинка-світличка! Ураган тут проти неї безсилий! В ній - лише спокій та затишок.

Лекції проходили цікаво, потрібно було лише цим жити, перейматися. Подобались також лекції приїжджих лекторів, котрі приїжджали звідусіль: з Росії, Америки та власне з міст нашої держави. Все було - трудись та молись!

Дозвілля було різноманітне... Книжки, футбол (чемпіонати семінарії), шахи... Це до душі додавало ще трохи душевного! Чого в нас тільки не було: частенько ходили на природу, влаштовували бесіди за чаєм, святкували дні народження, дні небесних покровителів... Дуже вдячний своїм друзям та викладачам за підтримку!.. Вони завжди допомагали, коли мені були тяжко, завжди мене розуміли. Пам'ятається, як виходили з Дмитриком, Ростиславом, Миколаєм, Андрієм та Олексієм на барбекю - смажили сосиски. Деколи збиралися і всією групою. Це незабутньо!

Велика подяка семінарії за подаровані нею цікаві знайомства з цікавими людьми, з якими мав можливість познайомитись на конференціях у м. Києві. Дякую їй за досвід, який вона подарувала мені для спілкування з іновірними: що я мав змогу спілкуватися з баптистами (в Кременчузі) та католиками (в Італії). Всьому педколективу велика подяка та уклін.

Братикам семінаристам хочу побажати, щоб колір їхніх підрясників завжди нагадував нам та людям про покаяння, а щастя на лиці від нашого служіння Богові, нагадувало нам та людям, що Царство Боже вже прийшло в силі і є серед нас.

Сестрички, вам бажаю, щоб ваші піснеспіви, ікони та душі дітей, котрих ви будете виховувати, завжди проповідували: «Христос Воскрес!» і щоб труди ваші, променіли щастям та радістю.

Многая всім літа!

диякон Микола Попльонтаний