По благословению Высокопреосвященнейшего митрополита
Полтавского и Миргородского Филиппа
 
Язык сайта        Українська        Русский   

Правящие архиереи Полтавской епархии

ПРЕОСВЯЩЕННЫЕ ПЕРЕЯСЛАВСКИЕ:


Святитель НИКОЛАЙ I, епископ Переяславский (1054 – 1072)

Постриженник Печерского монастыря. С 1054 г. упоминается епископом Переяславским. Скончался в 1072 г.

Святитель ПЕТР, епископ Переяславский (1072 – 1082)

О жизни и деятельности Преосвященного Петра сведений никаких не сохранилось. С 1072 г. упоминается епископом Переяславским. Скончался в 1082 г.

Преподобный ЕФРЕМ Печерский, епископ Переяславский (1089 – 1104)

По происхождению грек. Сведения, сохранившиеся о жизни преосвященного Ефрема, немногочисленны. Причем в некоторых моментах его жизни древние летописцы и историки не согласны между собой.
По сведениям древнего Патерика, до пострижения в монашество он был в числе любимых приближенных бояр кязя. Изяслава. Другие это сообщение берут под сомнение.Предполагают, что он скопец из монахов Печерской Лавры.С 1089 г. он упоминается митрополитом Переяславским (освящал в Переяславе церковь святого Михаила). Хотя в то время на Руси должен быть один митрополит, но есть предположение, что князь Всеволод, любя Переяслав, учредил там особую митрополию, уничтоженную по его кончине.
В 1091 г. митрополит Ефрем участвовал в перенесении мощей преподобного Феодосия Печерского.

С 1092 г. святой Ефрем нареченный митрополит Киевский и всея Руси.

Много внимания уделял митрополит Ефрем строительству храмов. В Переяславе он построил церковь святого Михаила. Впоследствии на городских воротах заложил церковь во имя святого Феодора, вокруг которой устроил каменную ограду, затем церковь в честь святого Андрея.
Сострадательный к людям, митрополит Ефрем устраивал больницы, где бесплатно лечили бедных.

Он, как отмечают летописцы, первый на Руси занялся "банным строением", т. е. строительством особых зданий, где ставилась купель для крещения взрослых людей. Такие здания, неизвестные до того времени на Руси, бывали при древних церквах христианских. Святитель Ефрем по тогдашнему времени был человеком хорошо образованным, отличался строгостью жизни и опытностью.

Посетив Царьград, Ефрем списал там устав Студийского общежительного монастыря для своей Печерской обители.
В 1091 г. им был установлен в Русской Церкви праздник перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в город Бари (9 мая).
Современники называют митрополита Ефрема "мужем дивным, чудотворным и многодобродетельным".

Скончался он 28 января 1096 г., а по другим источникам - в 1104 г.
Мощи святого Ефрема покоятся в Антониевой пещере.

СИМЕОН, епископ Переяславский

Сведений о Преосвященном Симеоне почти никаких не сохранилось. Упоминается епископом Переяславским в начале XII в.

ЛАЗАРЬ, епископ Переяславский (1104 – 1117)

Был игуменом Киевского Выдубицкого монастыря. 11 ноября 1104 г. хиротонисан во епископа Переяславского. Скончался 6 сентября 1117 г. Других сведений не имеем.

СИЛЬВЕСТР, епископ Переяславский (1118 – 1123)

Биографические сведения о преосвящ. Сильвестре очень скудны. С 1115 г. - игумен Михайловского Выдубицкого монастыря в Киеве. 1 января 1118 г. хиротонисан во епископа Переяславского. Скончался 23 апреля 1123 г. (по другим источникам - 12 апреля).

В Лаврентьевском списке летописи под 1110 годом записано: "Игумен Сильвестр святаго Михаила написал книги си летописец". Переписав в 1116 г. летопись преподобного Нестора, оканчивавшуюся 1110-м годом, Сильвестр продолжил ее до начала 1123 г., т. е. до своей смерти, причем при переписывании летописи Нестора вносил и свои дополнения.

НИКОЛАЙ II, епископ Переяславский (1123)

По происхождению грек. С 1123 г. упоминается епископом Переяславским. Управлял епархией около года. Скончался в 1123 г. Других сведений не имеем.

ИОАНН, епископ Переяславский (1123 – 1125)

В 1123-1125 гг. упоминается епископом Переяславским. Других сведений не имеем.

МАРК, епископ Переяславский (1125 – 1134)
Сведений о преосвящянном Марке почти не сохранилось. До епископства был игуменом Переяславского Иоаннова монастыря. С 4 октября 1125 г. - епископ Переяславский. Скончался 6 января 1134 г.

МАРКЕЛЛ, епископ Переяславский (1134 – 1135)

Сведений о преосвященном Маркелле почти не сохранилось. С 1134 г. - епископ Переяславский. Скончался 6 января 1135 г.

МАКАРИЙ, епископ Переяславский (1135 – 1141)

Упоминается епископом Переяславским с 1135 по 1141 г. Других сведений не имеем.

Святитель ЕВФИМИЙ, епископ Переяславский (1141 – 1155)

О преосвященном Евфимии сведений почти не сохранилось. В 1141 г. он был хиротонисан во епископа Переяславского. Деятельность его протекала в период междоусобной борьбы русских князей. Он всеми силами старался примирить враждующих, избавить народ от кровопролития. Не взирая на свой сан, епископ Евфимий со слезами упрашивал князя Изяслава: "Князь, помирись с дядею, много спасения приимешь от Бога и землю свою избавишь от великой беды". Скончался в 1155 г.

ВАСИЛИЙ, епископ Переяславский (1156 – 1168)

О Преосвященном Василии сведений почти не сохранилось. Известно только, что с 1156 по 1168 год он был епископом Переяславским.

АНТОНИЙ, епископ Переяславский (1168 – 1197)

О Преосвященном Антонии известно только, что на Переяславской кафедре он святительствовал с 1168 по 1197 год. Других сведений не имеем.

ПАВЕЛ, епископ Переяславский (1198 – 1231)

Сведений о преосвященном Павле почти не сохранилось. В 1198 г. хиротонисан во епископа Переяславского. Скончался в 1231 г.

Священномученик СИМЕОН, епископ Переяславский (1239)

На Переяславской кафедре святительствовал в первой половине XIII в. Скончался 28 августа 1239 г. О его кончине известно, что он был убит татарами, напавшими на Переяслав: "принес самого себя, как агнца, в жертву". Мощи его находились в Антониевых пещерах в Киеве.

ФЕОДОР, епископ Переяславский (1239 -1269)
Сведений о Преосвященном Феодоре почти никаких не сохранилось. С 1239 года упоминается епископом Переяславским. Скончался в 1269 году.

ФЕОГНОСТ (1269 – 1279)

Переяславская кафедра просуществовала до 1279 года. После упразднения самостоятельной кафедры территория современной Полтавщины была, вероятно, под непосредственным управлением Киевского Первосвятителя.

ПРЕОСВЯЩЕННЫЕ ПЕРЕЯСЛАВСКИЕ, ВИКАРИИ КИЕВСКОЙ МИТРОПОЛИИ:


ЗАХАРИЯ (Корнилович), епископ Переяславский и Борисопольский (1700 – 1715)

С 1698 г. - игумен Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве.

1 октября 1700 г. хиротонисан во епископа Переяславского, викария Киевской епархии. В 1711-1713 гг. выстроил в Переяславле Михайловский монастырь. Удостоверял подлинность частицы св. мощей великомуч. Варвары, грамота с его подписью и подписью митр. Варлаама дана в Бизюков монастырь. Скончался 28 августа 1715 г.

Труды: Житие преп. Макария Овручского.

КИРИЛЛ (Шумлянский), епископ Переяславский (1715 – 1726)

Сын прежнего Луцкого епископа Афанасия Шумлянского. Служил при дяде своем епископе Иосифе Шумлянском и был, по-видимому, униатом, т. к. на Луцкую кафедру его кандидатуру предложил сам король польский и выдал ему утверждение на епископство как униату. Однако Кирилл пожелал принять посвящение в епископский сан от православного Киевского митрополита.

В 1711 г. он был хиротонисан во епископа Луцкого митр. Киевским Иоасафом Кроковским. Это посвящение было большим огорчением для униатов, которые считали Луцкую епархию своею. Униаты во главе со своим митр. Иосифом Винницким стали принимать все меры к тому, чтобы удалить Кирилла с Луцкой кафедры. Они обратились за советом к папе. Папа написал королю, и король под сильным давлением папы 17 октября 1711 г. издал свою грамоту, которою требовал от всего русского духовенства и дворянства Луцкой епархии, чтобы Кирилла Шумлянского никто не признавал за епископа и не оказывал ему никакого послушания и уважения.

После появления этой грамоты положение еп. Кирилла стало нетерпимым, и он в 1712 г. удалился в Киев.

В 1715 г. (по другим источникам в 1716 г.) Кирилл был назначен епископом Переяславским, коадъютором Киевской Митрополии.

После смерти Киевского митрополита (1718 г.) еп. Кирилл управлял делами Киевской митрополии до 1722 г.

Скончался 30 ноября 1724 г. (по другим источникам - в 1726 г.).

ИОАКИМ (Струков), епископ Переяславский (1727 – 1730)

Родился в 1674 г. в семье священника села Пивоникольского, Усманского уезда, Тамбовской губернии.

В 1696 г. определен священником к придворному Московскому Благовещенскому собору.

В 1712 г. пострижен в монашество. Был иеромонахом Александро-Невской Лавры, келарем Чудова монастыря и обер-иеромонахом флота.
С 1714 г. - игумен Селижаровского монастыря.

С 24 декабря 1721 г. - архимандрит Донского монастыря.
4 июня 1727 г. хиротонисан во епископа Переяславского, викария Киевской епархии.

7 июня 1730 г. назначен епископом Воронежским и Елецким.
Скончался 1 сентября 1742 г. Погребен через 25 дней после смерти (26 сентября) в Воронежском Благовещенском соборе.

Замечателен тем, что занимался строительством и благоустройством церквей.

ВАРЛААМ (Леницкий), епископ Переяславский (1730 – 1731)

Родился в Киеве. Там же получил и образование.
С 1715 (или 1716) года - игумен Киевского Михайловского Златоверхого монастыря.

31 мая 1719 года хиротонисан во епископа Суздальского и Юрьевского.
С 19 апреля 1724 года - епископ Коломенский и Каширский.
С 7 сентября 1727 года - епископ Астраханский и Ставропольский.
С 7 июня 1730 года - епископ Переяславский, викарий Киевской епархии. 13 апреля 1731 года возведен в сан архиепископа Псковского. В 1738 году уволен на покой в Киево-Печерскую Лавру. Скончался 8 января 1741 года. Погребен в Киево-Печерской Лавре.

Архиепископ Варлаам знаменит своей особой любовью к просвещению. Он учредил школы в Суздале и Коломне, устроил латинское училище в Астрахани и организовал семинарию в Пскове, вызвав для нее из Киевской духовной академии первых учителей. К сожалению, по обычаю нравов тогдашнего времени преосвященный дозволял за провинности применять телесные наказания.

 

ПРЕОСВЯЩЕННЫЕ ПЕРЕЯСЛАВСКИЕ И БОРИСПОЛЬСКИЕ, ВИКАРИИ КИЕВСКОЙ МИТРОПОЛИИ:


АРСЕНИЙ  (Берло), епископ Переяславский и Бориспольский (1733 – 1744)

Преосвященный Арсений происходил из незнатного дворянства.

О времени пострижения и рукоположения его сведений не сохранилось.

Известно, что он был в Киеве архидиаконом.
С 1 июня 1722 года - архимандрит Киево-Межигорского Спасо-Преображенского монастыря.

30 января 1730 года хиротонисан во епископа Могилевского. В Могилеве Преосвященный Арсений терпел много неприятностей от врагов православия, они писали на него пасквили и грозились убить. Тогда он слезно стал просить императрицу освободить его от управления епархией. Эта просьба была исполнена лишь тогда, когда на Могилевскую кафедру, по желанию польской шляхты, был избран епископ из поляков.

28 января 1733 года Преосвященный Арсений переведен на Переяславскую кафедру с обязанностью быть коадъютором Киевской епархии.

31 августа того же года освобожден от последней обязанности и утвержден епископом Переяславским и Бориспольским.

30 сентября 1735 года назначен на Белгородскую кафедру. В момент назначения его в Белгород епископ Арсений сильно заболел и приехать на новое место не смог. Однако, находясь в Переяславле, он заочно управлял Белгородской епархией до назначения нового архипастыря. По сохранившейся переписке между епископом и правлением Белгородского архиерейского дома видно, что он доверил решать все дела на месте самостоятельно и во избежание задержки исполнения не пересылать их к нему.

Скончался 6 июня 1744 года.

НИКОДИМ (Скребницкий / Сребницкий), епископ Переяславский и Бориспольский (1745 -1751)

Родился в конце XVII в. на Украине. Образование получил в Киевской академии, затем Московской Заиконоспасской. По принятии монашества в конце 1720 г. назначен настоятелем Белгородского Николаевского монастыря и судьей духовных дел при Белгородской кафедре. В июле 1731 г. переведен настоятелем Святогорского монастыря (близ Пскова). С января 1734 г. - член Санкт-Петербургского духовного правления и настоятель Костромского Ипатьевского монастыря. В феврале 1736 г. перемещен настоятелем Московского Новоспасского монастыря. С 20 июля 1736 г. - член Святейшего Синода.

6 декабря 1738 г. хиротонисан во епископа Черниговского и Новгород-Северского. 29 мая 1740 г. определен на Тобольскую кафедру с возведением в сан митрополита, но не поехал и временно остался без епархии в сане епископа. 1 сентября 1742 г. назначен первым епископом новой Санкт-Петербургской епархии и управляющим Александро-Невским монастырем.
Со 2 февраля 1745 г. - епископ Переяславский и Бориспольский. Скончался 12 июня 1751 г. Погребен в Переяславе в монастыре.

В Переяславе епископ Никодим энергично действовал в деле исправления нравов духовенства, искоренения суеверия и заботился о духовном образовании.

Преосвященный Никодим - архипастырь строгий, властный, решительный, порою резкий и не сдержанный.

Перед кончиной сам роздал все свое имущество без остатка "на поминовение" и донес об этом Святейшему Синоду.

ИОАНН (Козлович), епископ Переяславский и Борисопольский (1753 – 1757)

Обучался в Киевской духовной академии, по окончании курса которой назначен учителем риторики. С 1743 г. - префект и учитель философии Славяно-Греко-Латинской академии. С 1748 г. - ректор той же академии и в том же году 8 мая назначен архимандритом Московского Донского и Заиконоспасского монастырей.

7 марта 1753 г. хиротонисан во епископа Переяславского и Борисопольского, викария Киевской епархии.

В своей епархии епископ Иоанн заботился об образовании юношества. За свой счет он выстроил в Переяславе каменный корпус для семинарии, а за монастырскийе - два деревянных дома для помещения бедных учеников семинарии.

Епископ Иоанн отличался абсолютной нестяжательностью. Он чрезвычайно щедро раздавал милостыню. По его настоянию при всех церквах Переяслава были заведены "шпитали", т. е. дома призрения для убогих, в которые он сам жертвовал все, что только мог. Посещал Преосвященный Иоанн также тюрьмы, ободряя и утешая заключенных. В народе был прозван Иоанном Милостивым.

Скончался 17 марта 1757 г.

После его смерти у него было найдено 2 1/4 копейки, все остальное было роздано нищим.

ГЕРВАСИЙ (Линцевский Григорий), епископ Переяславский и Бориспольский (1757 – 1768)

Родился в 1700 или 1701 г. на Украине в с. Жилян (под Киевом). В 1727 г. окончил Киевскую духовную академию, принял монашество и рукоположен во иеромонаха. Сразу же после окончания академии определен в ней преподавателем в классах синтаксимы и пиитики. 16 января 1735 г. назначен наместником Киевского Михайлова Златоверхого монастыря с оставлением в должности преподавателя академии. 25 сентября 1742 г. возведен в сан архимандрита.

24 января 1743 г. Св. Синодом призван к миссионерской деятельности в Пекин. 2 февраля 1743 г. выехал из Москвы.

Много трудностей и несправедливости пришлось испытать Гервасию во время своей миссии в Китай. Директор каравана Лебратовский еще на пути в Китай "неведомо с какой злобы зачал употреблять способы к его бесчестию". Делал Гервасию всевозможные "продерзости, насильства и бесчинства". Наконец, по приказу директора караван служитель избил Гервасия, так что он после долго болел. Только 27 ноября 1745 г. миссия прибыла в Пекин. И уже по прибытии в Китай соотечественники доставляли Гервасию немало неприятностей. Между начальником миссии и ее членами установились самые дурные отношения. Не имея возможности с кем-либо сказать слово, Гервасий сблизился с жившими в Пекине иезуитами, что было замечено членами миссии, и они делали свои заключения: "архимандрит, униат мерзкий". Не было нормальных условий и для богослужения. Сретенская посольская церковь отличалась крайним неблагоустройством. Пробыв в Китае 10 лет, 4 июня 1755 г. Гервасий выехал из Пекина и прибыл в Москву в январе 1756 г.

18 февраля 1757 г. назначен настоятелем Елецкого Черниговского монастыря. 20 апреля 1757 г. "за труды свои и добропорядочную жизнь" ему определено быть епископом Переяславским и Борисопольским.

27 июля 1757 г. в Петербургском Петропавловском соборе архимандрит Гервасий хиротонисан во епископа Переяславского и Борисопольского.

Двумя своими посланиями 1758 и 1760 гг. Преосвященный Гервасий обнародовал свою программу, содержание которой вкратце выражалось тремя словами: "благочиние, благолепие и благоговение". В своей епархии он старательно украшал храмы, ополчился против "икономазов".

Преосвященный имел высокое представление о сане и обязанностях священника, поэтому стремился иметь духовенство образованное; очень заботился о Переяславской семинарии и ее бурсе. Он учредил строгий контроль за поведением духовенства, установил целую систему наказаний, для наблюдения за духовенством ввел особую должность "супер-интенданта". Строго запретил "издирства", "взятки" и "волокиту" при требоисправлениях.

Епископ Гервасий - ревностный борец против притязаний католиков и униатов. Своей деятельностью в борьбе с унией он косвенно содействовал пробуждению самосознания угнетенных поляками украинцев.
Когда вспыхнул гайдамацкий бунт против поляков и евреев, польское правительство всецело приписало мятеж "интригам" Гервасия и Мельхиседека. Императрица Екатерина II вознегодовала на Гервасия за то, что он "вмешался в заграничные дела без ее повеления". Он был "отрешен" от епархии и получил указ немедленно выехать в Киев и жить там на Переяславском кафедральном подворье "до указа Синодского".

Преосвященный Гервасий недолго прожил в Киеве. 22 декабря 1769 г., после непродолжительной болезни, он скончался. Погребен в Переяславском кафедральном Вознесенском соборе.

Труды:

Окружное послание Гервасия 1758 г. (Странник, 1872, август, с. 90-120).

Окружное послание Гервасия 1760 г. (Киевская старина, 1904, № 12, с. 414-433).

ИОВ (Базилевич), епископ Переяславский и Бориспольский (1770 – 1776)

Родился в 1723 г. в местечке Боромли. Окончил Харьковский коллегиум и состоял там последовательно учителем, префектом и ректором. С 1763 г. - архимандрит Харьковского Покровского Училищного монастыря. В 1770 г. переведен в Курский Знаменский монастырь.

31 октября 1770 г. хиротонисан во епископа Переяславского и Борисопольского, викария Киевской митрополии.

Скончался 2 мая 1776 г.

Время архипастырского служения епископа Иова совпало с периодом владычества Польши во многих западно-русских областях. Латиняне всеми способами угнетали православных, насильно отнимали у них церкви, изгоняли с приходов православных священников. Силою заставляли крестьян идти в униатские церкви.

Преосвященный Иов много труда и забот приложил для сохранения своей паствы от окончательного расхищения латинством. Среди самих православных вследствие общего беспорядка в Польше тоже возникали многочисленные неурядицы. Поэтому епископ Иов добивался и внутреннего упорядочения среди духовенства и паствы. Его труды не были бесплодными. Время его служения ознаменовалось подъемом православного сознания среди украинского крестьянства, бывшего под властью Польши, и возвращением к Православию многих насильно совращенных в унию.

ИЛАРИОН (Кондратовский), епископ Переяславский и Бориспольский (1776 – 1785)

Родился в г. Воронеже. Образование получил в Киевской духовной академии. По окончании академического курса - проповедник в Киево-Печерской Лавре и начальник Лаврской канцелярии. В 1768 г. назначен главным священником в армии гр. Румянцева в г. Глухове. 30 января 1773 г. возведен в сан архимандрита Киево-Межигорского монастыря. В 1775 г. переведен в Калязин Макариев монастырь Тверской епархии. 17 июля 1776 г. хиротонисан в Москве во епископа Переяславского, викария Киевской епархии.

В 1783 г. (по смерти митрополита Гавриила) временно управлял Киевской митрополией.

27 июля 1785 г. с упразднением Новгород-Северской епархии назначен в Могилев, но по назначению не поехал. 24 октября 1797 г. уволен на покой с сохранением жалованья и правом управления Новгород-Северским монастырем. Скончался 12 января 1799 г.

Епископ Иларион отличался твердым, энергичным характером и строго наблюдал за своими подчиненными.

ПРЕОСВЯЩЕННЫЕ ПЕРЕЯСЛАВСКИЕ, ВИКАРИИ КИЕВСКОЙ МИТРОПОЛИИ:


ВИКТОР (Садковский), епископ Переяславский (1785 – 1793)

Родился в 1741 году в семье священника. Высшее образование получил в Киевской духовной академии, где в то время был учителем, а потом и ректором Георгий Конисский, весьма известный впоследствии в западно-русской истории (в 1993 г. прославлен в лике местночтимых святых Беларуси). Около 1757 года Садковский начал трудиться в Могилеве при Преосвященном Георгии (который стал епископом с 1755 г.) сначала в качестве письмоводителя, а потом, по принятии монашества, кафедральным наместником. Принял монашество и рукоположен во иеромонаха.
В 1774 году возведен в сан игумена Тупичевского монастыря близ города Мстиславля Могилевской епархии. В 1775 году по рекомендации Преосвященного Георгия назначен священнослужителем домовой церкви при русском посольстве в Варшаве. В 1784 году возведен в сан архимандрита в г. Слуцк. Слуцкая архимандрия в то время имела особо важное значение, потому что Слуцк оказался центром Православия в оставшихся под Польшей Западно-русских областях. Слуцкому архимандриту при богослужении были присвоены некоторые архиерейские отличия: трикирий и дикирий, особенная форма каждения, поминовения и др.

9 июня 1785 года хиротонисан во епископа Переяславского и Бориспольского, викария Киевской епархии с местопребыванием в г. Слуцке. Хиротонию совершали: митрополит Серафим Лакедемонский, епископы Иларион и Кирилл Севские, архиепископ Никодим Реондашский и архиепископ Георгий Конисский, коадъютер Киевской митрополии.

Польско-латинское духовенство встретило православного епископа Виктора плотной стеной сопротивления. Папский нунций в Варшаве вручил королю протест самого Папы. Но, несмотря на все эти препятствия, назначение Преосвященного Виктора было утверждено.

Епископу Виктору при его назначении была дана инструкция не задаваться миссионерскими целями против унии и римского католичества. Ему даже было запрещено рукополагать священников в те приходы, на которые почему-либо претендовали униаты.

Преосвященный Виктор явился славным поборником православия в Западной Руси и на Украине. Он зарекомендовал себя "благонравием", "честным поведением" и "осторожностью", а также настойчивой заботливостью о судьбах православии в областях, находившихся под польским владычеством. Он более всего призывал свою паству к долготерпению, а о воссоединении униатов пока и не мечтал. Он не отнял ни одной униатской церкви, но твердою рукою остановил запустение и разорение православных храмов и монастырей. В те приходы, из которых православные священники были изгнаны, а униаты не успели водвориться, он рукополагал священнослужителей, а в пришедшие в запустение от безлюдия монастыри призывал людей из других епархий. Преосвященный Виктор изыскивал средства для поддержания церковных зданий; принял принудительные меры к тому, чтобы духовенство направляло своих детей для обучения в Слуцкую семинарию.

Своими осторожными и целенаправленными действиями Преосвященный Виктор вместе с Георгием Конисским и архимандритом Мелхиседеком подготовили великое дело воссоединения униатов. Православие стало заметно оживать, а вместе с ним ожило и исконное тяготение к России. Поляки были этим встревожены и, чтобы приостановить воссоединение с Матерью-Церковью, обвинили православных в Польше в намерении "вырезать всех поляков". Была назначена специальная следственная комиссия, которая многих православных подвергла пыткам и даже смерти. Обвинен был и Преосященный. Виктор в предполагаемом бунте и 18 апреля 1789 года он был схвачен и отправлен в Варшаву на сеймовский суд.

Три года и три месяца томился Преосвященный в заточении сначала в Варшаве, а потом в темной и сырой тюремной келии Ченстоховского монастыря, закованный в кандалы, мучимый допросами и нередко под страхом смерти.

21 июля 1792 года он был освобожден русскими войсками.
После второго раздела Польши началось воссоединение с православием народа возвращенных к России областей. Немалую роль в этом деле сыграл и Преосвященный Виктор. Под его руководством около полутора миллиона душ возвратилось в лоно Православной Церкви.

13 апреля 1793 года Преосвященный Виктор был назначен епископом Минским, продолжая усердно трудиться в деле воссоединения. Только с мая 1794 года по февраль 1795 года его пастырскими посланиями и устными проповедями воссоединено 1800 церквей с 1032 священниками и 101090 человек жителей.

12 апреля 1795 года Преосвященный Виктор возведен в сан архиепископа. В этом же году им был восстановлен Слуцкий Свято-Троицкий монастырь. 13 мая 1796 года переведен в Чернигов. C 1799 года стал именоваться "Малороссийским и Черниговским".

Скончался после тяжелой болезни 11 ноября 1803 года.
Погребен в кафедральном Троицком соборе Ильинского монастыря в Чернигове, под полом в алтаре.

У историков сложилось два взгляда на Преосвященного Виктора. Профессор Коялович считает его слабым, нерешительным, не понимавшим того великого дела, во главе которого он стоял, и не дорожившим этим делом. В противоположность этому мнению другие считали его энергичным борцом, всегда полным новых планов, равным его наставнику и другу Георгию Конисскому.

 

ДИМИТРИЙ (Устинович), епископ Переяславский (1793 – 1795)

Родился в Киеве. В 1774 г. окончил Киевскую духовную академию. В 1778 г. пострижен в монашество. С 12 января 1785 г. - игумен Гадячского Красногорского монастыря Полтавской губернии. 8 сентября 1785 г. переведен игуменом Выдубицкого Георгиевского монастыря и назначен префектом Киевской академии. В 1788 г. возведен в сан архимандрита Переяславского Вознесенского монастыря.

14 августа 1793 г. хиротонисан во епископа Переяславского. С 1 мая 1795 г. - епископ Смоленский. Скончался 26 мая 1805 г.

Преосвященного Димитрия характеризовали как архипастыря, любившего во всем порядок и точность. Прибыв в Смоленск, он, в первую очередь, занялся теми делами, которые были начаты еще его предшественником, но из-за болезни последнего были неразрешены и не доведены до конца. Затем навел порядок во всем имуществе и доходах архиерейского дома, кафедрального собора и всех церквей, находившихся в ведении архиерейского дома.

Добрую память о себе Преосвященный Димитрий оставил тем, что вдовам и сиротам духовенства установил постоянное жалованье.
Все свое свободное время епископ Димитрий посвящал чтению книг. Это было его любимое занятие. Он часто жертвовал книги в Киевскую академическую библиотеку. Свою личную библиотеку он оставил после себя семинарии.

 

АМФИЛОХИЙ (Леонтович), епископ Переяславский (1795 – 1799)

Родился около 1729 года на Украине в семье священника. До пострижения в монашество находился на службе в бывших полковой миргородской и войсковой генеральной малороссийских канцеляриях. В 1750 году принял монашество в Киевском Михайловском Златоверхом монастыре, откуда был взят в Троице-Сергиеву Лавру, а затем переведен в Тверской архиерейский дом ризничим. В 1761 году возвратился в Троице-Сергиеву Лавру и назначен казначеем. С 1769 года - игумен Киевского Кирилловского монастыря, затем Киевского Межигорского монастыря. В 1776 году возведен в сан архимандрита Ростовского Иаковлевского [м. б.: Спасо-Яковлевского?] монастыря. В 1787 году назначен настоятелем Киевского Николаевского монастыря и присутствующим в духовной дикастерии.

24 июня 1795 года хиротонисан во епископа Переяславского и Борисопольского.

Скончался 1 июля 1799 года.


В 1775 году была создана Словено-Херсонская епархия (с 1786 года – Екатеринославско-Херсонская), в состав которой вошла часть территории нынешней Полтавщины. До 1799 года Преосвященные Словено-Херсонские и Екатеринославские имели резиденцию в Полтавском Крестовоздвиженском монастыре.



ПРЕОСВЯЩЕННЫЕ СЛОВЕНО-ХЕРСОНСКИЕ:



ЕВГЕНИЙ (Булгарис), архиепископ Славянский и Херсонский (1775 – 1779)

Родился в 1715 г. на о. Корфу. По происхождению греко-болгарин. Образование получил в Падуанском университете. В 1739 г. принял монашество. В сане иеродиакона состоял катехизатором греческой церкви в Венеции. В 1753-1758 гг. основал Афонскую духовную академию и был там ректором и главным наставником. Впоследствии назначался ректором патриаршей гимназии в Константинополе. С 1763 г. жил в Лейпциге и путешествовал по Европе с научными целями. Своими учеными трудами сделался известным императрице Екатерине и в 1771 г. был приглашен ею в Россию.

1 октября 1775 г. хиротонисан в Москве в Николаевском греческом монастыре во епископа Славянского и Херсонского с возведением в сан архиепископа. Управлял Полтавским Крестовоздвиженским монастырем.

5 мая 1779 г. уволен на покой в Александро-Невскую Лавру.

Скончался 27 мая 1806 г. в Александро-Невской Лавре.

Архиепископ Евгений оставил после себя много научных трудов, из которых нам известен лишь краткий перечень.

Труды:

Курс богословия.

Логика.

Основы метафизики.

Первое столетие по воплощении Христа Спасителя.

Боголюбивое разглагольствие.

О системе всего сущаго (астрономического содержания).

О приливах и отливах.

Мысли о нынешних критических временах оттоманского государства.

Мольба греческого народа ко всей христианской Европе.

О музыке.

Храм славы (историческая поэма).

Переводы Виргилия: Оды на поражение оттоманов Екатериной II.

Окружное послание к сербским христианам.

О том, что такое рай и ад.

Послание к Петру Клеркию.

Переводы: Адама Зерников. Об исхождении св. Духа. Феофана Прокоповича. История спора об исхождении св. Духа. П. Клеркия. Всенародный суд, которым пред лицем Всемирной Церкви обличаются папа римский и папский двор, как разрушители церкви и всего закона божественного и человеческого.

 

НИКИФОР (Феотоки), архиепископ Славянский и Херсонский (1779 – 1786)

 Грек, родился на острове Корфу, от родителей графского достоинства. Учился в гимназии и в университетах Италии. На родине был посвящен в монашество, был проповедником при корфской гимназии и преподавателем словесности и математики. Оставив родину, путешествовал, был в Молдавии и в Яссах был ректором гимназии. Словено-Херсонский архиепископ Евгений Булгарис вызвал его в Полтаву и Феотоки был назначен начальником над всеми училищами епархии и в том числе открытого 27 ноября 1778 г. духовного училища в Полтаве, послужившего основанием открытой в 1780 году в Полтаве славянской семинарии (оставалось в Полтаве до перевода ее в Ново-Миргород, а затем в Екатеринослав). После Евгения Булгариса, по повелению Екатерины II, Никифор был назначен на его место. Архиепископ Никифор много поработал в деле обращения раскольников, заботился о постройке церквей. При нем в Полтавском монастыре сооружена колокольня. В 1786 году он был переведен архиепископом в Астрахань, где служил всего шесть лет, а затем был уволен, по расстроенному здоровью, на покой в Московский Данилов Монастырь, где и скончался.

 


ПРЕОСВЯЩЕННЫЕ ЕКАТЕРИНОСЛАВСКИЕ И ХЕРСОНСКИЕ:

 

АМВРОСИЙ (Серебренников Авраам Никитич), архиепископ Екатеринославский и Херсонский (1786 – 1793)

Родился в 1745 году в семье дьячка Вятской епархии. В 1758 году поступил в Вятскую семинарию, затем в Московскую духовную академию. В 1768 году назначен учителем синтаксимы и пиитики в Вятскую семинарию. В 1773 году переведен в Троицкую лаврскую семинарию преподавателем риторики, истории и французского языка. В конце 1775 года принял монашество и назначен префектом семинарии и учителем философии. В 1778 году переведен в Московскую Славяно-греко-латинскую академию на те же должности. В 1782 году возведен в сан архимандрита Антониева монастыря [в Новгороде] и назначен ректором Новгородской семинарии.

26 декабря 1783 года хиротонисан во епископа Олонецкого.

В ноябре 1786 года возведен в сан архиепископа с назначением в Екатеринославль с местопребыванием в Полтавском Крестовоздвиженском монастыре

С 22 декабря 1789 года - местоблюститель Молдо-Влахийской епархии.

Скончался 13 октября 1792 года. Погребен был в Полтавском Крестовоздвиженском монастыре в усыпальнице соборного храма, где нетленно почивали его мощи.

Преосвященный Амвросий известен как ученый и выдающийся проповедник своего времени. Он отличался необыкновенной любознательностью, энергией и в то же время кротостью и мягкостью характера.

Амвросий пользовался большой любовью князя Потемкина, расположением Екатерины II, от которой получил алмазный крест на клобук.

За участие в составлении тома академического словаря Амвросий был избран членом Российской Академии.

Будучи архиепископом Екатеринославским, Преосвященный Амвросий занялся миссионерской деятельностью и многих старообрядцев возвратил к Православной Церкви.

Он заботился о воспитании детей духовенства, о благоустройстве церквей, повышении нравственного уровня священников.

В качестве местоблюстителя Молдо-Влахийской экзархи Преосвященный Амвросий много потрудился над приведением в порядок расстроенных дел Церкви, находившейся под мусульманским игом.

Своим милосердием, благотворительностью и готовностью оказать всякую помощь привлекал под свою защиту единоверцев из Греции, Сербии и других православных земель.

Преосвященный Амвросий ценил и уважал подвижников-монахов, покровительствовал монастырям. По прибытии своем в Молдавию он посетил Нямецкий монастырь и возвел в сан архимандрита подвизавшегося в нем знаменитого старца Паисия Величковского.

При жизни архиепископ Амвросий прославился строгим благочестием и подвижничеством, а после смерти - нетлением останков.

Труды:

Краткое руководство к оратории Российской. М., 1779, 1792. [Болх.: 1788, 1791]

Три надгробных слова над кн. Потемкиным, из которых "Последнее целование" изд. в Яссах в 1791 г. и "Северной Пчеле" в 1848 г.

Мильтон. Потерянный рай. / Пер. с фр. [Амвросий Серебрянников]. М., 1780.

Кроме того, имелись в рукописях в библиотеки Санкт-Петербургской духовной академии многие его проповеди, толкование на книгу пророка Иезекииля, сравнение христианства с кораном и др.

 

ГАВРИИЛ (Банулеско-Бодони), митрополит Екатеринославский и Херсонский (1793 – 1799)

Митрополит Гавриил (в миру Григорий Григорьевич Бэнуле́ску-Бодо́ни, рум. Grigorie Bănulescu-Bodoni; также Банулеску или Банулеско; 1746, Бистрица, Бистриский уезд, Трансильвания — 30 марта (11 апреля) 1821, Кишинёв Бессарабской области) — епископ румынского происхождения Константинопольского Патриархата, впоследствии Российской Церкви; с 10 мая 1793 митрополит Екатеринославский и Херсоно-Таврическим с местопребыванием в Полтаве; с 29 сентября 1799 Киевский и Галицкий; с 7 апреля 1801 член Святейшего Синода. Приобрёл известность как первый российский митрополит Кишинёвский и Хотинский 1813—1821.

Бэнулеску-Бодони происходил из древнего дворянского рода. Обучался в Бистрицком, затем в Семиградском училище, с 1771 в Киево-Могилянской академии, с 1773 в Греции. В 1776 году возвратился в Трансильванию, преподавал в городе Нэсэуде. В 1777 году переехал в Яссы, где преподавал латинский язык в господарском училище.

С 1779 года изучал греческий язык в Константинополе, где был принят лично Патриархом Софронием II. В Успенском монастыре в Конс