По благословению Высокопреосвященнейшего митрополита
Полтавского и Миргородского Филиппа
 
Язык сайта        Українська        Русский   

Рождественское послание 2005

2005-01-07 22:07

Возлюбленные о Господе отцы, братия и сестры!

Моя Богом дарованная паства!

По милости Божией, полнота Святой Церкви и весь благочестивый Украинский народ празднуют Рождество Христово. В общем духовном торжестве объединяются ныне все люди, прославляя Рожденного на земле Предвечного Бога.

Рождество Христово — воистину общий праздник, ибо Христос родился для всех и каждого из нас, как о том свидетельствует церковное песнопение: "Нaсъ бо рaди родися отроча млaдо, превёчный бог". И все люди в молитвенном воодушевлении переживают это священное событие: "Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти" (I Тим. 3. 16).

Для чего же Небесный Бог сошел на землю? Иоанн Богослов, возлюбленный Христов Апостол, отвечает нам на этот вопрос: "так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин. 3. 16). Итак, для спасения всех людей пришел на землю Спаситель, и потому нынешний праздник, возлюбленные, — это праздник Божественной любви и величайшей милости к нам, грешным и недостойным чадам Божиим.

Однако, сойдя на землю ради любви, Господу угодно было родиться в убогой пещере, в бедности и неизвестности. А ведь во время Рождественских богослужений Церковь возглашает слова псалма: "Господь воцарися, в лепоту облечеся" (Пс. 92. 1). Что же: разве Царство Божие такое убогое, такое бедное? И неужели такова "лепота" Божественная, что ее украшают только бедные пелены? И разве такова судьба всех последователей Христа — прозябать и бедствовать, в бедности и напастях, в страданиях и скорбях, не зная радости жизни?

На этот вопрос старались ответить многие умы прошлого, многие задумываются над ним и ныне. Но Церковь изначала имеет ответ, много раз повторяемый в песнопениях Рождества: "днeсь бог на зeмлю пріиде, и человёкъ на небеса взойде" (сегодня Бог на землю пришел, [чтобы] человек взошел на небеса!) (Стихиры Иоанна Монаха на литии Рождества Христова).

Не забывайте, что "Христос пришел в мир спасти грешников" (I Тим. 1. 15), и потому для спасения грешников избрал Он путь, наиболее спасительный и приемлемый именно для грешников.

Великий проповедник Илия Минятий так размышляет о сем: "Великое это чудо, о христиане, что Бог стал человеком! Человек, вследствие преступления Адамова, отступил от Бога, стал рабом греха, узником диавола. Для человека не было посредника, чтобы примирить его с Богом; для человека были замкнуты врата Небесного Царствия и утрачена надежда на спасение. Бог умилостивился над творением Своих рук, Сам сошел на землю, воплотился, чтобы спасти сего человека, то есть показать ему путь ко спасению, открыть ей врата Царствия Небесного, освободить от рабства греху, от плена диавольского, от вечных мук: "Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее" (Мф. 18. 11)".

Сам Бог сошел на землю. Сын Божий смирился до образа раба (Флп. 2. 8), дыба Своим послушанием, в человеческом теле, исцелить род человеческий от непослушания — для рабов пришел как раб, для пленников как пленник.

Бог пришел в таком великом смирении, чтобы показать, что не богатства ищет Он, не признания сильных мира сего, но ищет чистого и смиренного сердца человеческого. И этим Божественным смирением побеждена диавольская гордыня, и люди познали, что именно смирение возносит человека, ибо "Бог гордым противится, смиренным же дает благодать" (Иак. 4. 6), и "каждый возносящийся смирится, смиряющийся же вознесен будет" (Лк. 14. 11). Только смирение, как ключ, отворяет и некогда заключенные врата Царствия Небесного.

Но, идя путем смирения, каждый последователь Христа обретает великие богатства милости Божией. Для смиренного христианина открывается полнота радости и счастья жизни, настоящий непреходящий смысл жизни, которые для других омрачены грехом и суетой бытия. И как Христос, смирившись, вошел в величественную славу Свою, так и всякий христианин, подражая в смирении Христу, обретае. славу.

Потому любые трудности, утраты и даже самая смерть не страшны для верующей души, ибо они не могут затмить им Того, ради Которого преодолеваются все трудности, утраты и даже смерть, Христа Господа, Который любит нас и никогда не лишает Своей бесконечной любви.

Потому Церковь благоговейно воспевает смирение Господа, возглашая: "слaва схождeнію твоему, єдине человэколюбче" (Стихиры стиховны Рождества Христова). Давайте же и мы подражать в смирении Христу, чтобы и прославиться с Ним.

Возлюбленные мои!

Сложные времена переживает Святая Церковь, сложные процессы происходят в нашем государстве. Однако ничто не должно поколебать в нас смиренной уверенности в силе Христовой, ибо Господь никогда не оставлял Святую Свою Церковь. Несмотря на бури и треволнения житейского моря, Церковь и впредь будет свидетельствовать о Христе, привлекая к Его Вечному Царству все новых и новых людей. И мы, православные христиане, не хотим делить наших соотечественников на "лучших" и "худших", в зависимости от их политических взглядов, ибо ради всех родился Христос!

Молю Рожденного Господа, чтобы Он вселил мир и согласие в сердца всех жителей Украины, даровал искреннюю любовь к ближнему и дальнему, уважение к иной точке зрения, снисходительности к недостаткам и терпение ошибок.

Припадая к рождественской пещере, прошу у Господа "Возглаголать благая о Церкви Своей" в сердцах всех власть имущих. Пусть каждый из них знает, что именно Бог вручил ему правление, и пред Этим Судией нужно будет отвечать в день Суда.

Призываю Господне благословение на всех верующих земли Полтавской и желаю им в мире и согласии, в силе духа и здравии нести христианский подвиг, Благую Весть о Рожденном нас ради Спасителе, Христе Господе.

Благословение Господне пусть пребывает на благочестивых священниках — добрых пастырях, честных тружениках на ниве Христовой, и диаконах, со страхом Божиим служащих Святым Тайнам; на монахах и монахинях, иконах и инокинях, отрекшихся житейских забот, чтобы полностью посвятить себя служению Господу; на юношах и девушках, желающих получить церковное образование для последующего служения Святой Церкви.

Молюсь об обращении всех, кто пребывает вен спасительной Церковной ограды, и именем Христовым призываю их соединиться со Святой Церковью.

Возлюбленные!

Мы празднуем всерадостное Рождество. Не забудем же в эти светлые дни и об обездоленных братиях и сестрах наших — сиротах, вдовах, стариках, бездомных, бедных. Пусть каждый протянет в ним руку помощи, накормив и одев, подав милостыню, сотворив пусть малое добро по силе своей, принеся и в их страждущие души свет Рождественской звезды.

Еще раз сердечно приветствую Вас, возлюбленные отцы, братья и сестры, с Рождеством Христовым, и на всех призываю Божие благословение!

+Филипп, смиренный епископ Полтавский и Кременчугский, молитвенник за вас перед Новорожденным Спасителем