По благословению Высокопреосвященнейшего митрополита
Полтавского и Миргородского Филиппа
 
Язык сайта        Українська        Русский   

IV Комсомольское благочиние

1. Архиерейское подворье – Свято-Николаевский собор

г. Комсомольск

История : Вот уже несколько лет духовным центром города Комсомольска является Свято-Николаевский собор. Храм сравнительно молодой, но и он, и местная религиозная община уже имеют свою историю.

…Древнее предание повествует, что однажды жители хутора Пришиб стали замечать, что один из курганов в районе Днепра светится по ночам в виде свечки, и особенно ярко – в ночь перед праздником святителя Николая. Верующие местные жители приняли это за Промысел Божий и построили на этом кургане маленькую церквушку в честь святителя Николая Чудотворца. Постепенно возле этой церквушки образовалось новое поселение, получившее название Горишни Плавни.

После Великой Отечественной войны советская власть быстрыми темпами взялась за развитие черной металлургии. Особенно это ощущалось в восточных и южных районах Украины, где один за другим начали вырастать мощные заводы по добыче и переработке железной руды. Строительство нового комбината в Кременчугском районе Полтавской области, на месте большой магнитной аномалии, было объявлено ударной комсомольской стройкой, – и на берега Днепра со всего Советского Союза начали приезжать молодые строители.

29 декабря 1960 года официально считается началом строительства Днепровского горно-обогатительного комбината. По предварительным расчетам геологов, комбинат должен был расположиться на месте села Горишни Плавни. Село стали расформировывать. Так под отвалами рудника Полтавского ГОКа было погребено село Горишни Плавни и, вместе с ним, – сельская церковь в честь святителя Николая. Она была последней действующей церковью в округе, так как с приходом советской власти в местных селах все храмы были подвергнуты уничтожению.

С началом строительства ГОКа возникла идея построить в районе комбината – на левом берегу Днепра, недалеко от Кременчуга – город, где могли бы жить рабочие со своими семьями. Для молодого города было выбрано название Комсомольск-на-Днепре. Он рос вместе с комбинатом. В 1970 году Полтавский горно-обогатительный комбинат выпустил первую продукцию – железосодержащий концентрат, а 6 апреля 1977 года ЦК Президиума УССР объявил Комсомольск-на-Днепре городом областного подчинения.

Комсомольск, возникший в годы советской власти, построенный руками, в основном, молодых людей, воспитанных в "атеистическое" время, поначалу, естественно, был далек от духовного возрождения и религиозной жизни, однако и среди первых молодых строителей нашего города и комбината были верующие души, стремящиеся к Богу. Они объединились в небольшое православное общество, а местом собраний для общей молитвы православным верующим Комсомольска первоначально служила церковь в пригороде Кременчуга Крюкове. Как бы ни уставали эти люди на работе и в заботах о семье, но поездки на воскресные и праздничные богослужения в крюковский Успенский храм (он не закрывался и в годы советской власти) и даже в храм города Павлыша для себя считали обязательными. Там они молились и принимали Святые Таинства Покаяния и Причащения, крестили, по возможности, своих детей; там они встречали Светлый Праздник Святой Пасхи, хотя при церковных вратах дежурили комсомольские и школьные активисты-атеисты, препятствовавшие заходить в храм, особенно детям и молодежи.

Так они жили с Богом и духовно возрастали даже в "безбожное" время.

Были здесь и особые подвижники. Недалеко от города, в стороне от села Дмитровка, в небольшой старой хате, когда-то жил дед Андрей, раб Божий. В своё время он не захотел получать советский паспорт и поселился здесь, оставшись без каких-либо средств к существованию, так как из-за отсутствия документов ему не платили пенсию. Бог поддерживал своего раба. Зимой, когда были морозы, дед Андрей топил печь дровами из небольшого своего запаса, потом выгребал золу и залазил внутрь печи, там отогревался и засыпал. Когда он приезжал в храм, все чуяли деда Андрея по сильному запаху гари, исходившему от него...

После того, как почил он в Бозе, в хате нашли книгу по истории СССР, в которой на полях и между строк был полностью переписан Православный молитвослов. Похороны раба Божия Андрея оказали на всех сильное впечатление – по причине чуть ли не осязаемой благодати, чувствовавшейся при отпевании, а также той радости и света, которые переполняли душу каждого, кто провожал его в последний путь.

К 1989 году в городе Комсомольске собралось значительное количество верующих, и это позволило православной общине быть официально зарегистрированной. А в январе 1990 года архиепископ Полтавский и Кременчугский Савва назначил в город молодого и энергичного священника Романа Осадченко (с 2001 года – Преосвященный Филипп, Епископ Полтавский и Кременчугский), который сразу же стал ходатайствовать о выделении верующим помещения под церковь. При этом у священника возникает смелая идея превратить этот не имеющий ни единого храма молодой город на Днепре в центр духовности и православной культуры.

И это ему удалось. Отец Роман – высокообразованный, энергичный, творческий человек, умелый организатор – знал, как защищать интересы Православия на всех уровнях власти (тогда еще советской), и умел склонять сердца людей к вере. Кстати, многие из тогдашних атеистов, встретившихся с отцом Романом, стали вести и сейчас ведут церковный образ жизни. К этой сильной личности потянулись и дети, которые позже стали первыми учениками воскресной школы, а ныне многие из них – священнослужители, руководители церковных хоров, работники Церкви, верные Православию, где бы ни определил им Бог учиться и жить.

Но чтобы был такой результат, отцу Роману и активным членам общины пришлось немало потрудиться. Поначалу община арендовала в пригороде Золотнишино маленькое помещение, чуть ли не сарайчик, где были совершены первая в городе Божественная литургия, первые молебны и богослужения суточного круга. В этой времянке из-за низкого потолка отцу Роману приходилось совершать богослужения полусогнувшись, а певчим было трудно петь. Иконостаса, или чего-либо на него похожего, не было, – натянутая веревка отделяла Святая Святых. Но рабы Божии терпели все ради Христа. Незабываемым и ярким событием для них стало первое освящение воды 19 января 1990 года. На праздник Крещения Господня собралось огромное количество людей, истосковавшихся по истине и правде Божией, – и святая вода в их сознании стала по-настоящему живой и явилась им поддержкой в этой трудной, полной бездуховности, лжи и грехов жизни.

Одновременно с началом богослужения во временной церкви в селе Золотнишино отец Роман и община верующих обратились к руководству Полтавского ГОКа и в Министерство черной металлургии – с просьбой помочь построить новый местный храм, поскольку именно строительство комбината явилось причиной разрушения Никольской церкви в селе Горишни Плавни. Благо, нашлись на комбинате люди (прежде всего, его Генеральный директор В. П. Мартыненко), проявившие готовность вернуть "долги". К хлопотам настоятеля отнеслись с пониманием, и Полтавский горно-обогатительный сразу же стал оказывать помощь церковной общине в деле возведения храма.

В 1990 году был водружен крест и заложен первый камень на месте строительства Свято-Николаевского собора – небольшом красивом холме в городском парке. В том же году под церковь городскими властями была выделена часть здания, занимаемого ритуальной службой, и там сразу же начала работать небольшая библиотека духовной литературы. Отец Роман беседовал со всеми, кто приходил в церковь, совершал церковные Таинства, проводил воскресные и праздничные богослужения, служил молебны и панихиды. В конце 1992 года были рукоположены во священники прихожане храма Георгий Граб и Григорий Голик, – и в 1993 году стало возможным проводить богослужения не только в воскресные и праздничные дни и накануне, но и ежедневно, начиная с вечера среды. Тогда же появился и первый опыт участия в праздничных богослужениях нотного хора, составленного из музыкантов, преподавателей музыки и пения. Росло количество учеников детской воскресной школы, а взрослые прихожане каждую неделю собирались на свои "воскресные школы", изучали основы Православной веры и нравственности. Сюда же для знакомства и воцерковления приглашали всех вновь приходящих в храм.Возросшей общине вскоре выделенное помещение стало тесным, оно не могло вместить всех желающих молиться и жить церковной жизнью. В праздники богослужение многим приходилось слушать на улице, поскольку в церкви собиралось столько народа, что трудно было поднять руку, чтобы перекреститься…

Возведение Свято-Николаевского собора началось в июле 1991 года. Очень сложно оказалось вести такое грандиозное строительство (проект архитектора Ю. В. Омельченко предполагал возведение храма на 750 молящихся) в условиях разразившегося тогда в стране глубочайшего экономического кризиса. Начинавшее работы малое предприятие "Мрия" смогло довести кирпичную кладку стен лишь до окон первого этажа. По мере возможности оказывали финансовую помощь в тот период малые предприятия "Триада", "Веста", трикотажная фабрика; вносили свою лепту также прихожане церкви и частные лица. Но это были крохи, почти мгновенно съедаемые разразившейся инфляцией. На каком-то этапе возведение храма почти полностью застопорилось, и тогда к делу снова подключился комбинат, взявший в этот раз на себя львиную долю расходов и бремя ответственности за доведение строительства до конца. Возникало множество трудностей и хлопот: из-за отсутствия или немыслимой дороговизны некоторых комплектующих зачастую приходилось на ходу вносить коррективы и изменения в проект, использовать то, что было под рукой (из местных изделий и материалов), – одним словом, приходилось проявлять немалую изобретательность и смекалку. Иконы для иконостаса и расположенных по стенам киотов писали киевские иконописцы, а их отделку из сусального золота делали искусные мастера из Черкасс.

К весне 1994 года было заканчивалось строительство рядом с собором приходского дома, в котором еще продолжались отделочные работы. В актовом зале дома на втором этаже установили иконостас (расположив на нем уже написанные для соборного иконостаса иконы), соорудили клироса, – и таким образом устроили небольшую церквушку в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Пасху 1994 года праздновали в этом храме.

В соборе же оставалось поставить только купола. По традиции, они должны были быть сделаны из меди, но рассматривался также вариант отделки золотом. Было решено изготовить их из полимерного материала, не поддающегося коррозии, и в этом храмостроителям помог Полтавский строительный институт, выполнивший необходимые лабораторные исследования.

Милостью Божией, на праздник Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября 1994 года Свято-Николаевский собор был освящен. Это торжество возглавил Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Владимир. Присутствовало много высоких гостей: Архиепископ Полтавский и Кременчугский Феодосий (+ 01.10.2001), епископ Житомирский и Новоград-Волынский Гурий, архимандриты, протоиереи, иереи и диаконы из разных городов Украины, а также члены Верховной Рады Украины, губернатор Полтавской области, мэры Кременчуга и Комсомольска, руководство Полтавского ГОКа, представители прессы и телевидения, строители и все те, кто хоть чем-то способствовали возведению храма, а это значит — чуть ли не все жители Комсомольска и большое количество верующих из разных мест Украины. Все радовались и славили Бога в этот ясный, солнечный осенний день. Это было воистину торжество Православия.

Никольский собор города Комсомольска имеет пять куполов, размер в плане – 40,6 на 15 метров, а высота его колокольни составляет 36,4 метра. Благоустройство территории храма также воплотило творческий подход его настоятеля: заболоченный днепровский залив превратился в чудное озеро, а намывной прибрежный песок – в гранитную набережную, из которой по ступенькам можно подняться прямо в храм. В глади озера отражаются кресты собора, а колокольный звон слышен далеко за городом, возглашая живописные окрестности. Прекрасный собор стал сразу же и безоговорочно доминантой молодого города над Днепром и вместе с парковой зоной его украшением.

Богослужения суточного круга в соборе начинаются со вторника вечера и заканчиваются в воскресенье вечером особой службой Святителю Николаю с Акафистом нашему Небесному покровителю. Особо торжественно проходят храмовые праздники 19 декабря и 22 мая. Богослужения в эти дни часто возглавляет правящий архиерей, на них приезжают многочисленные гости, как в священном сане, так и миряне, которые после Литургии остаются на праздничный обед.

Постепенно собор и приходской дом стали также культурно-религиозным центром Комсомольска, а городской приход получил возможность полноценно жить активной церковной жизнью и развивать свою миссионерскую деятельность. В приходском помещении располагаются несколько классов воскресной школы, крестильня, зал для приходских собраний, Покровская церковь, жилище настоятеля и работников церкви, живущих при храме; здесь останавливаются паломники на ночлег. В этом здании также работает уже упомянутая "воскресная школа" для взрослых, где священники проводят занятия и лекции, демонстрируются православные видеофильмы. Воскресная школа для детей города имеет 8–10 классов по различным интересам, но с обязательным изучением Закона Божиего, основ истории Христианской Церкви и литургики. При соборе работает библиотека, насчитывающая более 4000 книг. Никольский храм также является центром благотворительности не только для самого Комсомольска, но и для всего Кременчугского региона.

Возрождение духовной и религиозной жизни в Комсомольске проявилось также в том, что в 1997 году здесь на базе Свято-Николаевского собора было открыто Духовное училище Полтавской епархии, получившее в 2003 году статус Миссионерского Духовного училища Украинской Православной Церкви (см. МИССИОНЕРСКОЕ ДУХОВНОЕ УЧИЛИЩЕ УПЦ). Настоятелем собора и ректором Училища является их инициатор и основатель – Преосвященный Филипп, епископ Полтавский и Кременчугский.

Расписание богослужений:

В соборе ежедневно совершаются богослужения: вечернее начинается в 17.00, утром, с 8.00, служится Божественная Литургия. В дни больших праздников и в воскресенья совершается две Литургии: ранняя – с 7.00, поздняя – с 10.00.

Особые праздничные богослужения совершаются в такие дни (по н. ст.):

19 декабря - преставление Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца (ок. 345).

22 мая - перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бари (1087).

АДРЕС ХРАМА:

39800, Украина, Полтавская обл., г. Комсомольск, ул. Добровольского, 44;

тел. (05348) 3-18-21;

электронная почта: sobor@ferrexpo.poltava.ua

Настоятель: архиепископ Филипп

Ключарь: протоиерей Георгий Граб

Клирики:

протоиерей Григорий Голик

протоиерей Ростислав Денисюк

протодиакон Сергий Лисовский

 

2. Храм преподобного Нестора Летописца

 

История : Студенческий храм был освящен в 1998 г. в здании Духовного училища Полтавской епархии ныне Полтавской Миссионерской Духовной Семинарии.

В феврале 2003 г., после того как училищу был дарован статус Миссионерского, храм преподобного Нестора Летописца получил своего второго официального покровителя - святого равноапостольного архиепископа Николая, просветителя Японии.

С 2005 по 2007 г.г. силами студентов, обучавшихся в мастерской Семинарии резьбе по дереву, был вырезан и установлен дубовый иконостас. Сейчас студентами иконописцами ведутся работы над иконами иконостаса.

В октябре 2006 г. по прошению Ректора Семинарии Высокопреосвященнейшего Филиппа, архиепископа Полтавского и Кременчугского, наместник Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры, Высокопреосвященнейший Павел, архиепископ Вышгородский, передал храму Миссионерской Семинарии частицу мощей преп. Нестора Летописца, которая была помещена во святую икону и постоянно находится в студенческом храме.

Именно в семинарском храме впервые в 2006 г. была введена практика служения Божественной литургии св.ап.Иакова, брата Господня, которая уже стала традицией.

В студенческом же храме проводятся учебные богослужения с краткими разъяснениями той или иной части Всенощного бдения, Божественной литургии, а также истории их происхождения.

Обязанности благочинного храма преп. Нестора Летописца исполняет 1-й Проректор Полтавской Миссионерской Духовной Семинарии игумен Вениамин (Погребной).

Расписание богослужений:

В храме богослужения совершаются ежедневно  в будние дни - богослужебные черёды для студентов Семинарии, в воскресные дни, дни двунадесятых и великих праздников: вечернее начинается в 17.00, утром, с 8.00, служится Божественная Литургия. Ежедневно студенты Семинарии совершают общие утренние и вечерние молитвы.

Святыни храма: частица мощей Преподобного Нестора Летописца

Особые праздничные богослужения совершаются в такие дни (по н. ст.):

9 ноября - Преподобного Нестора Летописца

16 февраля - день блаженного преставления равноапостольного Николая, архиепископа Японского
 
 
 АДРЕС ХРАМА:

39800, Украина, Полтавская обл., г. Комсомольск, ул. Конституции, 12 ПМДС

Телефон +38 05348 228-58

Благочинный:

Игумен Вениамин (Погребной)

Клирики:

протоиерей  Анатолий Боярчук

протоиерей Александр Носенко

 

 3. Храм святой блаженной Ксении Петербургской

 

История : Хотя он было освящен в 2007 г. его история получила свое начало значительно раньше, чем Свято-Николаевского собора. Помещение будущего храма было взято в аренду православной общиной г.Комсомольска еще в 1990 г. До этого там располагался зал ритуальных церемоний. Помещение было освящено как храм в честь свт.Николая архиепископа Мирликийского. После строительства Свято-Николаевского собора, помещение по-прежнему было арендуемо православной общиной. Это было вызвано с одной стороны практичностью: храм располагался в старом районе города и большинство прихожан, которые были первопроходцами православия в Комсомольске, проживали именно в этом районе - ввиду преклонного возраста им было тяжело посещать находящийся в парковой зоне Свято-Николаевский собор. С другой же стороны с Николаевской часовней (как ее тогда все называли) для многих было связано первое покаяние, первые службы, первый опыт активной церковной жизни. Это был своеобразный живой памятник Православия в Комсомольске. Понимая, как много он значит для всех верующих, настоятель Архиерейского подворья в г.Комсомольске, архиепископ Полтавский и Миргородский Филипп, благословил выкупить помещение, произвести в нем капитальный ремонт, возвести крышу из металлочерепицы и установить систему автономного отопления. По многочисленным просьбам прихожан и духовенства обновленный храм был освящен в феврале 2007 г. в честь особо почитаемой старожилами святой блаженной Ксении Петербургской. Освятил храм настоятель подворья, первый священник, отслуживший в этом помещении в мае 1990 г. Божественную Литургию, архиепископ Полтавский и Кременчугский Филипп.

В 2007 г. силами семинаристов, под руководством преподавателя иерея Анатолия Боярчука, начата работа над деревянным резным иконостасом храма.

Расписание богослужений:

Богослужения в этом храме проходят регулярно по субботним и воскресным дням, в дни двунадесятых праздников и великих святых. Время начала вечернего богослужения 16-00, утреннего 8-00.

Особые праздничные богослужения совершаются в такие дни (по н. ст.):

6 февраля -  Блаженной Ксении Петербургской (XIX).

АДРЕС ХРАМА: 39800, Украина, Полтавская обл., г. Комсомольск, ул. Космонавтов, 2

телефон : +38 (05348) 2-66-48

Настоятель: протоиерей Анатолий Боярчук


5. Всесвятский храм













Самый молодой храм в г.Комсомольске. Был освящен в декабре 2006 г. Располагается близ городского кладбища.

Особые праздничные богослужения совершаются в такие дни (по н. ст.):

  первая неделя по Пятидесятнице, день всех святых

 АДРЕС ХРАМА:

 39800, Украина, Полтавская обл., г. Комсомольск, ул. Перспективная,55

Настоятель : протоиерей Георгий Граб.