По благословению Высокопреосвященнейшего митрополита
Полтавского и Миргородского Филиппа
 
Язык сайта        Українська        Русский   

VII Зеньковское благочиние

ХРИСТО-РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

г. Зеньков

В городе Зенькове до октябрьских событий 1917 года было восемь храмов, построенных в разные времена. Все эти храмы были уничтожены советской властью. Последний во времени, Христо-Рождественский, приспособленный для богослужений в годы Великой Отечественной войны, был закрыт безбожной властью в 1959 году...

Инициатором возрождения православного прихода в Зенькове стал бывший староста, Яков Мусиевич Цюпак, который чудом остался жив после всяческих репрессий и гонений на веру. В 1988 году, сразу же после празднования 1000-летия Крещения Руси, Яков Мусиевич сплотил инициативных людей и зарегистрировал "двадцатку" граждан, жителей Зенькова. Молитвенного помещения для новосозданной общины в городе не нашлось, несмотря на многочисленные ходатайства. Бывший храм, который использовал автопарк, верующим не отдали, священника тоже на первых порах не было.

По ходатайству верующих Зенькова, Высокопреосвященным архиепископом Полтавским и Кременчугским Саввой в 1990 году для возрождения духовной жизни в городе был определен протоиерей Иоанн Константинович Бабич. Но проблема с помещением оставалась нерешённой: молились под открытым небом, во дворе того же Якова Цюпака.

Настоятель Иоанн Бабич возбудил ходатайство перед городскими властями о выделении земельного участка под строительство временной церкви. И сразу же после получения земли строительство Христо-Рождественского храма (временного) началось. Это помещение было освящено в 1990 году, на праздник Пимена Великого.

В следующем, 1991-ом году, 21 мая, на праздник апостола Иоанна Богослова, правящий архиерей освятил крест и первый камень в строительство нового основного (постоянного) храма города Зенькова.

Строительство церкви велось по проекту ее настоятеля протоиерея Иоанна Бабича и под его руководством. Основным жертвователем возведения храма было население города и района. Свою лепту в строительство внесли почти все предприятия Зенькова. Незначительные средства выделили также городская и районная госадминистрации. ПМК во главе с начальником М. М. Ярошем помогало стройматериалами по низким ценам, а иногда предоставляло их даже бесплатно. Транспортом, щебнем и песком обеспечивали строительство зеньковские дорожные предприятия (начальники С. А. Косяк и Н. Ф. Толстяк). Финансовую поддержку предоставили народный депутат Украины М. П. Ковалко и гражданин России, уроженец города Зенькова Н.В. Симоненко. Постоянный весомый вклад в течение всего строительства храма вносил председатель райгосадминистрации В. В. Семенюта.

Восемь лет велось строительство храма. И вот в 1998 году, 4 октября, на праздник святителя Димитрия Ростовского, митрополит Полтавский и Кременчугский Феодосий с большим сонмом духовенства торжественно осуществил освящение нововозведенного Христо-Рождественского храма города Зенькова.

Государственным актом за церковной общиной закреплено 0,75 га земли на главной улице города, на которой и сооружена церковь. Храм огражден по всему периметру каменной изгородью с коваными металлическими решетками. С востока и запада изгороди – двое трехкупольных арочных ворот из белого кирпича, с южной стороны – водная часовенка. На территории храма планируется также построить двухэтажный церковный дом, а в левом крыле изгороди, с восточной стороны, установить памятник – крест погибшим православным во всех войнах.

Содержание храма, как и его возведение, осуществляется на пожертвования прихожан. Незавершенные участки на его территории достраиваются в основном из доходов храма и за счет опять-таки незначительных пожертвований отдельных граждан и предприятий. Часто прихожане сами принимаются за различные строительные работы и бесплатно выполняют их.

При Христо-Рождественской церкви действует воскресная школа, занятия которой проводятся (временно) в помещении храма, на хорах, каждую субботу, а иногда и среди недели. Уже шесть лет работает при зеньковском храме приходская библиотека (тоже в помещении церкви), которая содержит свыше 300 экземпляров духовной литературы.

Активно действует Зеньковское отделение Молодежного братства имени Козельщинской иконы Божьей Матери: занимается благотворительностью, помогает одиноким и престарелым, осуществляет опеку над местным детским домом инвалидов. Старшие братчики, учащиеся в духовных и светских заведениях, под руководством настоятеля ведут катехизаторскую работу: выступают с лекциями, пропагандируя христианский образ жизни, в том числе в прессе, дают концерты и представления на церковно-воспитательную тематику, ведут борьбу с сектантами.

Христо-Рождественская община оказывает посильную помощь нуждающимся в ней, организовывает паломнические поездки по святым местам, поддерживает вновь созданные церковные общины, помогает проведению летнего молодежного братского лагеря молитвы и отдыха, финансирует поездки делегатов от братства на молодежные форумы.

Церковь во главе с настоятелем активно участвует в общественной жизни города и района: молитвенно провожает призывников в ряды Украинской армии, служит молебны для учителей и школьников перед началом и окончанием учебного года. А на каждое Рождество, в храмовый день, вот уже 12 лет проводятся благотворительные концерты и проповеди в районном доме культуры, выступления в разных мероприятиях города и района, что поднимает авторитет и местного храма, и Украинской Православной Церкви в целом. В этот день также обязательно совершается богослужение в Свято-Алексеевской часовне (в Зеньковском детском доме инвалидов).

-------------------------------

АДРЕС ХРАМА:

38100, Полтавская обл.,

г. Зеньков

Настоятель: протоиерей Иоанн Бабич



ДУХОВНАЯ И РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ

в пос. Опишня

Опишня – живописный городок, расположенный на самой высокой точке Полтавщины и известный не только в наших краях, но и далеко за пределами Украины. Он очень древний. Историки склоняются к мысли, что основано оно еще во времена скифов-земледельцев, которые жили здесь в VII-II веках до Рождества Христова. Это подтверждают и многочисленные археологические раскопки: на старом городище найдено много различных предметов скифской культуры.

По утверждению ряда известных историков, Опишнянское городище являлось военным поселением. Оно было расположено за восемь километров от столицы Скифии Гелона. Опишня, на высоком береге полноводной тогда Ворсклы, была мощным военным стратегическим центром и оставалась форпостом украинских земель в следующие времена.

Однако этот городок знаменит не столько военными подвигами, сколько традициями культуры. Благодаря местным ремесленникам-гончарам Опишня прославилась керамическими изделиями, которые здесь научились делать еще в древние времена. Это умения передавалось от деда к внуку в течение веков, и эта традиция не прерывается по сей день.

Большое значение в формировании "характера" поселка и его жителей сыграл тот факт, что здесь постоянно расквартировывались православные казацкие формирования. Это способствовало образовательному уровню жителей поселения, поддерживало их моральный дух. Присутствие казаков влияло на статус поселка и его экономический уровень.

И все же решающее значение для Опишни имела крепкая православная вера его жителей. В этом православном городке, к примеру, не приживались секты, наполнившие Украину перед революцией; отдельные сектанты вынуждены были даже выселиться из Опишни на близкие и дальние хутора.

Высокую духовность опишнян подтверждает тот факт, что при незначительном количестве населения этот поселок имел шесть православных храмов – шесть твердынь, охраняющих православный образ жизни местных жителей, развивали и хранили ценности христианской морали. Кроме собственно опишнянских храмов, еще четыре церкви были расположены в ближних селах: Миських Млинах (с укр. досл. Городских Мельницах), Поповке, Малых Будищах и Бухаловцах. К сожалению, до нашего времени храмы сохранились только в Поповке и Малых Будищах, да и то чудом.

Опишнянские храмы были красивыми, а общины – зажиточными. Каждая община имела свою приходскую школу, при некоторых были приюты, а также хозяйственные постройки и дома для священника и дьякона. Храмы получали значительные пожертвования от купцов, проживающих в поселке. Сама Опишня была четко разделена на приходы.

Вот какие храмы были в Опишне.

ХРАМ УСПЕНИЯ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ. Он был высокий, каменный, красивый, имел пять куполов. При нем находились хозяйственные постройки. Его разрушили сразу после революции, а с уцелевшего кирпича вымостили тротуары, которые существуют и поныне. На месте же храма, на его фундаменте, построен городской Дом культуры, работающий и в наше время.

МИХАЙЛОВСКИЙ ХРАМ. Стоял на окраине поселка, был большим по площади и достаточно высоким, имел тоже пять колоколов, а также колокольню, которая высилась над ним. Церковь пережила революционные потрясения и не была разрушена новыми хозяевами, но сгорела в года Великой Отечественной войны: вместе с запасами зерна, хранящимися в ее помещении, церковь сожгли отступающие немецкие войска. Будучи деревянным, храм сгорел дотла. На его месте сейчас парк.

ЦЕРКОВЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЕГО. Была расположена неподалеку от храма Успения Божьей Матери. Храм был деревянным, и после революции его разобрали. Сейчас на его месте частные жилые дома.

ХРАМ ПОКРОВЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ. Он был впечатляющим как деревянное сооружение: очень большой по размерам и площади, богато украшен. Храм стоял на высокой горе и, казалось, благословлял городок. Имел пять куполов и высокую колокольню. При нем работала приходская школа. Покровский храм уничтожали в два этапа: остерегаясь гнева опишнян и народных волнений, советская власть разрушила сначала колокольню, и только через много лет, в 1960-м, руками привезенных рабочих, с применением техники, он был практически стерт с лица земли. Материалы, оставшиеся после разрушения, выписали местным колхозникам – для использования в хозяйстве. Иконы и церковная утварь, которые остались, были вывезены на болото и затоплены. На месте храма построена школа, которая стоит и сейчас.

СВЯТО-ТРОИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ. Построена в 1909 году в самом центре Опишни. К ней прилегали большая ярмарочная площадь, а также две торговые улицы, на обочинах которых располагались лавки купцов. Сам храм был также возведен опишнянскими купцами и, находясь под их опекой, щедро украшался. Он был обнесен красивой кованой изгородью, основание и столбы которой были выложены с такого же красного кирпича, что и храм. Церковь имела пять куполов и высокую многоярусную колокольню с большим куполом вверху. Весь храм украшали пышные многоярусные пилястры, к его трем центральным входам вели высокие каменные ступени. Внутри он был еще роскошнее. Через дорогу от церкви находилась часовня. Работала приходская школа. Храм имел при себе приют, сторожку, дом для псаломщика, а также церковную библиотеку. Община владела землей – 2 десятинами пахотной и свыше 28 десятинами пастбищ. Троицкий храм простоял недолго, его уничтожили в 1930 году. При этом, как свидетельствовали очевидцы, погибло трое разрушителей. Оставшимся щебнем засыпали улицы и вымостили тротуары Опишни, а глубокий фундамент еще долго разбирали и использовали для строительства собственного жилья местные безбожники.

ВСЕХСВЯТСКАЯ ЦЕРКОВЬ. Построенная из дерева в 1869 году, она стояла на центральном кладбище и была приписана к Свято-Троицкому храму. Имела приходскую школу и квартиру для псаломщика. Ее также разрушили после революции.

Как видим, Опишню не обошла судьба других населенных пунктов Украины: все храмы были уничтожены, святыни разграблены, а человеческие души исковерканы. Шло время – и люди все дальше отходили от Бога, христианская мораль забывалась, на ее место силой насаждалась коммунистическая идеология, целью которой было искоренить Бога из человеческих душ, и сделать из них безликих рабов безбожной супердержавы.

Но Господь сохранил веру в чистых сердцах, и, когда изменились исторические обстоятельства, такие люди начали думать, как восстановить православный приход в Опишне. Но какое-то время по причине очевидной ее сложности начать эту работу никто не решался.

Однажды в Опишню приехал благочинный Зеньковского округа, который встретился с отдельными верующими и, почувствовав их стремление возобновить духовную и религиозную жизнь в поселке, решил действовать. 23 августа 1994 года состоялось общее собрание верующих Опишни, где было решено создать православную общину и обратиться к власти по вопросу ее регистрации. 24 ноября того же года исполнительный комитет Полтавского облсовета зарегистрировал устав религиозной общины Свято-Троицкой церкви пос. Опишни. С этого дня община с помощью благочинного округа протоиерея Иоанна Бабича начала искать помещение для осуществления богослужений. Старожилы вспомнили, что складские здания Опишнянского потребительского общества когда-то принадлежали приходу церковной общины Троицкого храма. На посланное письмо председателю Зеньковского райпотребсоюза с просьбой передать церкви помещение, которое прежде было домом псаломщика, верующие получили согласие.

22 июня 1994 года исполком Опишнянского поселкового совета принял решения о возвращении указанного помещения церковной общине, а на следующий день состоялась его официальная передача верующим. Сооружение было в очень заброшенном, аварийном состоянии: провалившаяся крыша, большинство стен имели трещины и могли обвалиться.

15 ноября 1994 года по благословению Высокопреосвященного Феодосия, архиепископа Полтавского и Кременчугского, в Опишню прибыл молодой священник Владимир Бабич. Дело заметно сдвинулось с места. Почти разваленное помещение удалось оборудовать и приспособить для отправления богослужений. Было организовано также церковный хор. 


Весной 1995 года начали разбирать аварийное помещение и готовиться к возведению нового храма. А летом того же года работа закипела. Первый этап строительства был завершен в 1997 году, колокольню освятили в 1998-м, а в следующем году ее украсил 100-килограммовый колокол. Тогда же оштукатурили стены храма и покрасили деревянные части купола и колокольни. В 2000 году вокруг Свято-Троицкого храма начали строить изгородь.

Сейчас приход живет полноценной жизнью. Работает библиотека, воскресная школа для детей и миссионерский кружок для взрослых. На праздничных богослужениях в церкви поет молодежный хор. Храм является центром православного молодежного движения на Полтавщине. Регулярно организовываются паломнические поездки по святым местам Украины, ведется активная миссионерская работа, результатом которой стало то, что много местных сектантов возвратились в православную веру и стали прихожанами опишнянского храма.

-----------------------------

АДРЕС ХРАМА:

38164, Полтавская обл., Зеньковский р-н,

пос. Опишня

Настоятель: протоиерей Владимир Бабич



СВЯТО-РОЖДЕСТВО-БОГОРОДИЧНАЯ ЦЕРКОВЬ

в с. Малые Будища

Рождество-Богородичную церковь в селе Малые Будища (раньше – Малые Будищички) – настоящий памятник архитектуры, была построена в 1887 году (эта дата вырублена на стене храма, ее видно и сейчас). Церковь деревянная, с такой же колокольней, на каменном фундаменте. До революции при храме была церковная сторожка, библиотека и работала земская школа.

Эта церковь выстояла во времена послереволюционных гонений на веру, не была разрушена, как сотни других храмов, однако ее помещение в течение длительного времени использовалось в качестве зернохранилища. Во время Великой Отечественной войны храм чудом не взлетел в воздух: перед самой его дверью упал, но…не разорвался большой снаряд.

В наше время инициаторами возрождения религиозной жизни в селе Малые Будища стали сами прихожане. На их же пожертвования храм и восстанавливался: сделан ремонт, заменено покрытие и т. п.

-----------------------------

АДРЕС ХРАМА:

38163, Полтавская обл., Зеньковский р-н,

с. Малые Будища

Настоятель: иерей Сергий Кошак



СВЯТО-РОЖДЕСТВО-БОГОРОДИЧНАЯ ЦЕРКОВЬ

в с. Дейкаловка

Первая Рождество-Богородичная церковь в этом селе – деревянная, холодная, была построена в 1774 году. При ней была колокольня, церковная сторожка. Состоянием на 1902 год, при храме действовала школа грамоты, библиотека, к главному храму была приписана Всехсвятская кладбищенская церковь, построенная в 1899 году – вместо старой, здание которой оставалась свободным.

В приход входили хутора: Лагидный, Вшивая, Ищенковка, Пидозорки и Брод. Состоянием на упомянутый год приход имел 1989 мужчин и 2039 женщин прихожан.

Старая церковь в селе Дейкаловка выстояла в первую, послереволюционную, волну "борьбы с религией и верой", но все равно ей суждено было быть разрушенной – уже в 60-х годах XX века.

Новая Рождество-Богородичная религиозная община в Дейкаловке была зарегистрирована в 1994 году, и сельский совет передал для нужд верующих помещение, которое, будучи приспособленным под молитвенный дом, служило местным жителям до того времени, пока строился новый храм.

Новый Свято-Рождество-Богородичный храм в с. Дейкаловка был освящен 16 ноября 2003 года Преосвященным Филиппом, епископом Полтавским и Кременчугским.

----------------------------

АДРЕС ХРАМА:

38132, Полтавская обл., Зеньковский р-н,

с. Дейкаловка

Настоятель: иерей Николай Кудерский



СВЯТО-ТРОИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ

в с. Власовка

Церковь в этом селе построили в 1797 году. Она была деревянная на каменном фундаменте, холодная, с такой же отдельной колокольней, имела при себе сторожку. При Троицком храме работала приходская школа и библиотека. Прихожан, состоянием на 1902 год, насчитывалось 807 мужчин и 833 женщины.

В тридцатых годах XX века атеистическая власть разрушила колокольню, а немного спустя закрыла и сам храм. Во время Великой Отечественной войны оккупационная власть церковь открыла, и богослужения были восстановлены. С того времени власовский храм действовал вплоть до 1959 года. Новую волну гонений на веру пережить ему не удалось: в том году местные атеисты разобрали церковь, часть икон и утвари при этом была вывезена в Зеньков, в тамошнюю церковь, а часть местные жители разобрали. Крест со старой церкви по сей день хранится – в новом молитвенном доме Власовки.

В 1994 году началось возрождение прихода. Его инициаторами стали тогдашний благочинный Зеньковского округа протоиерей Иоанн Бабич и настоятель соседней Лютеньско-Будищанского прихода отец Владимир, который жил во Власовке. Всего за год им удалось восстановить в селе приход и добиться того, чтобы местная власть выделила помещение под храм. Бывший детсад на средства, собранные среди жителей Власовки, был перестроен на молитвенный дом. Трудились все: и священнослужители, и прихожане.

28 июля 1995 года по благословению митрополита Полтавского и Кременчугского Феодосия молитвенный дом в с. Власовка был освящен.

----------------------------

АДРЕС ХРАМА:

38105, Полтавская обл., Зеньковский р-н,

с. Власовка



КРЕСТО-ВОЗДВИЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

в с. Лютеньские Будища

Это село в свое время славилось двумя прекрасными храмами: Спасским и Кресто-Воздвиженским.

Свято-Спасскую церковь была открыта в 1903 году. Ее построил господин Кальницкий. И вся она была сделана из дуба. Местные жители тоже жертвовали на новую церковь дубы. Церковь стояла на каменном фундаменте. Это было очень красивое и величественное здание, которое славилось к тому же тем, что было очень высоким — при ясной погоде из колокольни можно было рассмотреть на десятки километров окрестности Полтавы. Спасский храм имел три престола. Два боковых иконостаса были позолочены, а центральный позолотить не успели. Здесь было два клироса и хоры... В 1936 году новая власть, которая не беспокоилась об украшении действующих храмов, а наоборот – считала необходимым их уничтожать, разрушила это украшение с. Лютеньские Будища. Храмовые колокола вывезли в г. Гадяч, а иконы сожгли ("выжили" только те, которые люди успели выхватить из огня)...

На другом конце села, на высоком холме, стояла вторая церковь – Кресто-Воздвиженская. Она была тоже деревянная, на каменном фундаменте, с такой же колокольней. При ней была церковная сторожка, действовала библиотека. К Кресто-Воздвиженскому храму была приписана кладбищенская Преображенская церковь, при которой действовала приходская школа. Возле Кресто-Воздвиженского храма по сей день сохранилась могила местной помещицы Люборацкой, много жертвовавшей на церковь... Этот храм тоже был разрушен (разобран) советской властью в 30-х годах прошлого века.

После войны 1941–1945 годов по многочисленным просьбам местных жителей, им был предоставлен небольшой дом для молитвенных собраний. Поскольку он был неподалеку от места, где прежде стояла Кресто-Воздвиженская церковь, то и приход, теперь единственный на все село, получил название Кресто-Воздвиженского. Но в 70-х годах власть закрыла и этот дом.

В 1991 году по инициативе местных жителей, и по благословению архиепископа Полтавского и Кременчугского Саввы, и под руководством тогдашнего благочинного Зеньковского округа протоиерея Иоанна Бабича началось новое возрождение прихода. Помещение для богослужений верующим Лютеньских Будищ предоставила Зеньковская райбольница, которая шефствует над этим селом. Это был бывший роддом, расположенный, опять-таки, в нескольких десятках метров от того места, где прежде стоял Кресто-Воздвиженский храм. Сельская власть в этот раз пошла навстречу святому делу: выделяла необходимые материалы для перестройки здания, присылала нужных специалистов.

В 1992 году по благословению Владыки Саввы помещение молитвенного дома в

с. Лютеньских Будищах было освящено. В 1996 году на средства прихода неподалеку была возведена церковная сторожка-крестильня.

----------------------------

АДРЕС ХРАМА:

38130, Полтавская обл., Зеньковский р-н,

с. Лютеньские Будища

Настоятель: иерей Алексий Бабанский