По благословению Высокопреосвященнейшего митрополита
Полтавского и Миргородского Филиппа
 
Язык сайта        Українська        Русский   

XI Диканьско-Шишакское благочиние

ДИКАНЬКА

 

До революции в этом поселке действовало три храма: Свято-Троицкий, Свято-Николаевский и Петро-Павловский.

 

СВЯТО-НИКОЛАЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Это старинное величественное белое здание восхищает многочисленных гостей и жителей Диканьки. Красуется оно на южной окраине поселка под лесом.

 

Как свидетельствуют не только народные предания, но и архивные документы, в глубокую древность, когда диканьскими землями владел архиепископ Черниговский Лазарь Баранович, на одном из пней в лесу вблизи Диканьки загадочным образом появилась икона святителя Николая. Удивленные прихожане перенесли ее в действующую в то время в селе церковь. Однако на следующее утро иконы в церкви не обнаружили, но снова увидели ее на том же пне. Находку возвращали в церковь, но каждый раз она непременно оказывалась снова в лесу. Слава об иконе распространилась, и, чтобы освятить место чуда, решили там построить храм. Так по благословению черниговского святителя, усилиями простых людей и казацкой старшины в 70-х годах ХVІІ века была возведена Николаевская церковь. На памятном пне установили метровый дубовый крест, а сам храм устроили так, что эта реликвия осталась в его алтарной части. Конечно, в новом Божьем храме самой почитаемой была икона угодника Божьего, которая со временем стала неисчерпаемым источником чудотворений. Окружающий лес с тех пор называют Николаевским.

 Прошло время, и архиепископ Черниговский передал диканьские земли генеральному судье Запорожского войска Василию Леонтиевичу Кочубею, и эта акция была подтверждена гетманским универсалом 1687 года. А в 1754 году внук казненного Василия Кочубея Павел получил благословение Киевского митрополита Тимофея (Щербацкого) и перестроил деревянный храм, расширив его. Церковь к тому времени стала центром паломничества богомольцев, страждущих и обездоленных людей, которые непрерывным потоком стекались к своему Небесному покровителю и утешителю.

 Все это не осталось без внимания меркантильных кочубеевских завистников. И тогда, как это обычно бывает в нашем мире вечной борьбы добра и зла, поползли к епархиальному духовному руководству и даже в Священный Синод разнообразные сплетни и пересуды об обогащении семьи за счет якобы чрезвычайно прибыльной Николаевской церкви. Последствием настырных доносов стало решение высших духовных органов о перенесении существующего храма на другое место и о временном содержании чудотворного образа в архиерейской ризнице. Обеспокоенные Павел Васильевич Кочубей и его сын Виктор в письмах, датированных 1783–1789 годами, просят Синод позволить возвратить святыню, а на полученные "от церкви" средства возвести на благословенном месте новый каменный храм. Такое разрешение получить было нелегко, поскольку тогдашняя духовная власть считала, что церквей в селении достаточно. В 80-х годах XVIII века в Диканьке уже действовали три приходских церкви: Троицкая, Иоанна Златоуста и Рождества Богородицы, при которых насчитывалось 313 приходских дворов и около 4690 прихожан. Свято-Николаевская же церковь не имела при себе прихода, ибо была фактически церковью семьи Кочубеев, хотя ходило в ее много простых жителей поселения.

 Однако с течением времени синодальное благословение все же было получено, и Виктор Павлович, достигший позже в Петербурге самых высоких постов придворной иерархии (управляющий Коллегией иностранных дел, вице-канцлер, министр внутренних дел, председатель Государственного Совета и Комитета Министров), в 1794 году построил каменную церковь, сохранившуюся до наших дней.

 Для работы ктитор пригласил своего хорошего петербургского друга, талантливого мастера Николая Александровича Львова. Первым творением этого архитектора в Диканьке стал именно Свято-Николаевский храм. Н. А. Львов был всесторонне одаренным человеком, восхищал современников глубокой эрудицией, широтой взглядов, неисчерпаемой энергией. Он оставил после себя память не только как о выдающемся архитекторе, но и как об известном поэте, искусствоведе, музыканте, инженере-изобретателе, мастере садово-паркового строительства (он создал в Диканьке также замечательный архитектурный ансамбль с величественным дворцом и садово-парковым комплексом, равных которому не было на Полтавщине и, наверное, во всей тогдашней Украине).

 Храм построили в виде ротонды, украшенной по фасаду колоннами, а на входе – портиком дорического ордера с треугольным фронтоном. Невысокий (15 метров) и не очень широкий (25 метров в диаметре), он, казалось, парил в воздухе над окраиной леса. Нежно-белая, увенчанная зеленой полусферой купола, с маленькой позолоченной маковкой с крестом, церковь чудесно гармонировала с окружающими живописными видами.

 При строительстве Николаевской святыни впервые была применена система двойного купола, которую позже использовал архитектор Воронихин для Казанского собора в Санкт-Петербурге. Она способствовала улучшению акустики, а также большему освещению помещения церкви.

 В пространстве между куполами на третьем этаже Николаевской церкви, куда ведет узкая боковая винтовая лестница, находятся хоры. На внутренней стороне большого внешнего купола – росписи на библейские темы, а на его барабане размещены невидимые изнутри окна, через которые дневной свет проникает в центральный зал. Когда церковный хор поет во время службы, то кажется, что его мелодичные звуки льются прямо с небес. Молитвы также усиливаются превосходной акустикой храма.

 До сих пор остается тайной конструкция так называемых "воздушных печей", размещенных между первым и вторым этажами. Они не только согревали, но и проветривали помещение, поддерживали постоянную температуру и влажность воздуха, и делали это не хуже, чем современные кондиционеры.

 В 1851–1852 годах была сделана небольшая перестройка храма и под церковью устроена родовая усыпальница Кочубеев. Этот склеп особенно привлекает и интересует многочисленных посетителей Николаевской церкви не только из Украины, но и с других стран мира. Покоятся там останки пяти князей и трех княгинь из рода Кочубеев. Первым похоронен был сын устроителя церкви Виктора Павловича Кочубея, первым получившего графский, а потом и княжеский титул, Василий, – последний прожил всего 38 лет и завещал похоронить его под стенами родовой кочубеевской церкви. В. В. Кочубей служил помощником попечителя Петербургского учебного округа и прославился как нумизмат, коллекция монет которого (свыше 700 штук) была одной из самых больших и самых ценных в России. Рядом с ним похоронена его жена Елена Павловна – из княжеского рода Белосельских-Белозерских. Эти два массивных саркофага выделяются в подземелье белизной итальянского мрамора и имеют на крышках изысканную резьбу. Привезены они были специально из Италии. Здесь же, под мраморной плитой, находится и захоронение их дочери Марии. Глухую стену склепа украшают очень красивые мозаичные иконы неизвестных мастеров. Каждое захоронение имеет свои особенности, отличается конструкцией и цветом саркофагов, их украшением.

 В помещении церкви, точно над тем местом, где в склепе покоятся Василий и Елена Кочубеи, устроен киот и установлены памятник из черного мрамора и мемориальная доска в честь князя и княгини.

 Во время перестройки храма в 1851–1852 годах в церкви установлен иконостас из мореного дуба, доныне привлекающий внимание посетителей. Уникальная работа выполнена украинскими крепостными мастерами, которых для обучения искусству специально посылали в Италию. Вызывает восхищение прекрасная резьба по дереву, изысканным кружевом обрамляющая разных размеров иконы, написанные петербургскими художниками; как в золотом ореоле, в сиянии позолоты при зажигании свечей светятся фигуры святых…

 В 1810 году было введено в действие двухъярусную каменную колокольню Николаевской церкви (архитектор Луиджи Руска), но окончательное строительство ее из-за трудностей со средствами завершилось лишь в 1827 году…

 Когда в Диканьке была построена новая каменная церковь и возвращенная из архиерейской ризницы Полтавского Крестовоздвиженского монастыря икона святителя Николая-чудотворца заняла свое обычное место – за правым клиросом в киоте, началось настоящее паломничество в этот храм.

 В свое время в числе многих паломников бывала в Николаевском храме и молодая женщина Мария Ивановна Гоголь-Яновская из села Васильевка, что в 30 верстах от Диканьки. Огорченная смертью первых своих двух детей, она не раз и не два пешком приходила сюда и молилась перед образом святителя Николая о жизни и лучшей судьбе для будущего ребенка. В честь этой церкви и ее чудотворной иконы она назвала родившегося в 1809 году сына Николаем. Это был наш великий земляк Николай Васильевич Гоголь, который, кстати, в детстве тоже часто посещал Николаевскую церковь.

 …После революции церковь испытала немало горя и разрушений, однако выстояла. В 30-х годах вокруг нее вырубили лес, сняли изгородь – мраморные столбы с массивными чугунными цепями, вывезли каменные плиты мостовой, выложенной для крестных ходов вокруг церкви. В период гражданской войны и голода 1932–1933 годов были разграблены княжеские погребения в склепе под храмом. Церковь не раз закрывали, но она действовала. В трудные годы Великой Отечественной войны верующие собрали солидные средства в фонд Победы, здесь служилась специальная литургия: "…в помощь нашу и подаждь воинству нашему о Имени Твоем победити".

 В 1963 году церковь отобрали у верующих и вскоре здесь организовали атеистический музей. А с 1985 года Николаевская церковь как памятник архитектуры стала отделом государственного историко-краеведческого музея. Во время запустения исчезло много церковного имущества: иконы XVII–XVIII веков, кресты, подсвечники, старинные книги и другие ценные реликвии.

 16 июля 1989 года состоялось торжественное открытие и новое освящение Свято-Николаевской церкви.

 Древний пень, на котором когда-то совершилось чудо явления святого образа, и ныне находится в алтарной части храма. А сама чудотворная икона святителя Николая, как считают современные историки-краеведы, хранится в фондах Полтавской картинной галереи, но реставрации якобы уже не подлежит.


 АДРЕС ХРАМА: 38500, Полтавская область, пгт Диканька

тел. (05351) 9-79-89

Настоятель: протоиерей Василий Молнар


СВЯТО-ТРОИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ

Троицкий каменный храм в историческом центре Диканьки, на месте старой деревянной Крестовоздвиженской церкви, был построен в 1780 году внуком казненного гетманом Иваном Мазепой генерального судьи Запорожского войска Василия Кочубея, бунчужным Полтавского казацкого полка Павлом Кочубеем.

 

Напротив, через балку, еще со времен Хмельнитчины стояла другая деревянная церковь – Иоанна Златоуста, возле которой на большой поляне среди сплошных лесов селились казаки и посполитые, сбежавшие из-под ига польской шляхты из Правобережной Украины. Они были первыми поселенцами здесь, основавшие слободку, название которой – Перчанка – сохранилось по сей день. Дальше на выгоне высилась еще одна деревянная церковь – Рождества Богородиці, а прямо посреди леса, на окраине села, стояла знаменитая Николаевская, построенная еще в 70-х годах XVII века (в то время тоже деревянная). Следовательно, с Троицкого храма началось строительство в Диканьке каменных культовых зданий.

 Церковь имела два тайных входа в подземелье: один соединялся с системой подземных ходов, вырытых под поселением для защиты от внешних врагов, второй вел к склепу под церковью возле правого клироса, в котором в 1786 году был похоронен П. В. Кочубей с супругой.

 Троицкая церковь построена в стиле позднего барокко: крестообразная, углы оформлены пилястрами и прямоугольными колоннами, стены с большим количеством лепных украшений завершаются высокими карнизами. За композицией это тетраконховая, центрической конструкции с четырьмя полукуполами однокупольная церковь. Поставленный на поддерживающие арки высокий световой четверик увенчан массивным восьмериком, грани которого, установленные по сторонам света, завершались полукруглыми фронтонами в виде кокошников. Восьмерик увенчивался ярусным верхом сложной конструкции. Церковь отличалась изысканным декором, здание было очень пропорциональным, близким к классическим архитектурным образцам. Оригинальной особенностью на то время был вымощенный чугунными плитами пол, под которым, в определенных местах, открывались тайные входы под храм.

 К западу от храма в 1781 году была построена двухъярусная четырехугольная колокольня, значительно ниже церкви, с простым декором. Церковная территория была обнесена металлической изгородью, здесь же находилось кладбище, на котором еще со времен существования предыдущего, Крестовоздвиженского, храма хоронили местную знать. Как свидетельствуют народные предания, именно на этом кладбище (а не в селе Жуки) покоится прах выдающегося казацкого летописца Самийла Величко.

 В Троицкую церковь ходили преимущественно казаки и богатые мещане, живущие неподалеку, в центре села. Самое большое количество прихожан собиралось здесь в день Святой Троицы – тогда служился молебен в память убиенных в походах и войнах диканьских казаков.

 В середине ХІХ века рядом с церковью открылась церковноприходская школа, из стен которой вышло немало просвещенных людей того времени, которые получали "за отличные успехи и благонравие" именные Святые Евангелия с рук самой княгини О. К. Кочубей (помещение школы сожжено немцами в годы оккупации).

 Любил посещать эту церковь и Николай Гоголь – сначала ребенком, с матерью, и позже – юношей, во время учебы в Полтавском уездном училище и в Нежинской гимназии высших наук. Здесь он находил и замечательную природу, и будущих героев своих произведений. Здесь он поклонялся чудотворной иконе в Николаевской церкви и посещал Троицкий храм. Последний он даже вспомнил в своих "Вечерах на хуторе близ Диканьки", в частности в повести "Ночь перед Рождеством": его стены мастерски расписал гоголевский герой – сельский умелец кузнец Вакула. Гоголь написал об этом так: "Кузнец был богобоязливый человек и писал часто образа святых: и теперь еще можно найти в Т…цкой церкви его евангелиста Луку. Но торжеством его искусства была одна картина, намалеванная на стене церковной в правом притворе, в которой изобразил он святого Петра в день Страшного суда, с ключами в руках, изгонявшего из ада злого духа…" Эти строки, начиная с первого издания повести в Санкт-Петербурге в 1831 году, продолжают привлекать внимание миллионов читателей во всем мире, ищущих грани между мифами и действительностью в творчестве Н. В. Гоголя. Как утверждали старые люди, в Троицкой церкви действительно были яркие картины с изображениями святого Петра, евангелиста Луки и Страшного Суда. Никто этого не может сейчас ни подтвердить, ни опровергнуть, однако в Диканьке распространена фамилия Вакуленко...

 Немилосердная судьба не оставила и следа от живописи в этом храме, – в годы гражданской войны он стал ареной борьбы между приверженцами различных партий и течений, здесь даже произошло убийство тогдашнего дьяка по фамилии Менглевский. А в 30-х годах вокруг памятника культуры прошлого малограмотные "активисты" и "строители счастливого будущего" сняли изгородь, вырубили деревья, разобрали до последнего кирпичика колокольню, а из самой церкви сняли восьмигранный барабан с маковкой, потом снесли купол, растащили колокола, иконостас, кресты и другие бесценные исторические и церковные реликвии. Слава Богу, кто-то предусмотрительно еще в бурные революционные дни замуровал и замаскировал под чугунным полом вход в склеп Кочубеев...

 До войны полуразрушенную церковь использовали как зернохранилище, а после войны в ней долго хозяйничали торговцы, поскольку здесь разместились склады райпотребсоюза. Когда же начал заваливаться купол, в сущности уже руины храма были отданы "во власть" сорняков и ворон, которые свили здесь свои гнезда. Десятки лет остатки исторического здания в центре Диканьки во все стороны жутко зияли черными дырами в ободранных стенах.

 Еще в конце 50-х годов основатель местного музея, учитель истории Диканьской средней школы Т. А. Перцюк начал активно ратовать в различных инстанциях за реставрацию архитектурного памятника, но дело не сдвинулось с места. Судьбу возрождения Троицкого храма решило возрождение Гоголевских мест в Украине к 175-му юбилею писателя, который приходился на 1984 год. Тогда восстановили родовое имение классика и в с. Гоголевое (бывшая Васильевка) Шишацкого района открыли музей-заповедник.

 Было предусмотрено восстановления и диканьского храма – как памятника, увековеченного великим писателем в своем знаменитом произведении. Но из-за отсутствия хоть каких-то чертежей или хотя бы изображения внешнего вида святыни проектные организации в титульные списки восстановления Троицкую церковь не внесли. Однако Киевский институт "Укрпроектреставрация" на основе почтовой открытки (!) разработал необходимую документацию, и осенью того же 1984 года возле церкви впервые появились рабочие-реставраторы Полтавского участка Черниговской специализированной научно-реставрационной производственной мастерской. Они вырубили сорняки и кустарники внутри и вокруг руины, сняли с притворов ржавое железо. Медленно, с длительными и частыми остановками, преодолевая финансовые трудности, возрождался храм. В его восстановлении и ремонте приняли участие много диканчан.

 Каждый год вехи этого поистине всенародного восстановления фиксировались на фотопленку, и сейчас эти уникальные снимки хранятся в Диканьском государственном историко-краеведческом музее. Там, кстати, экспонируется также та уникальная почтовая открытка 1902 года, благодаря изображению на которой Диканьская святыня была возрождена почти в первичном виде, а еще – дореволюционное фотографии склепа под церковью с погребением основателя культового памятника П. В. Кочубея и уникальный железный сундук ручной работы XVIII века, служивший сокровищницей в этом храме. По преданию, этот сундук украшал все тот же гоголевский персонаж – кузнец Вакула, а следовательно, вполне возможно, его касалась рука великого Мастера слова...

 Восстановление храма велась почти десять лет. Возрожденная Свято-Троицкая церковь открылась и была заново освящена в мае 1993 года, на Пасху.

 По причине несовершенства изготовленных по старой открытке чертежей храм несколько утратил свою пропорциональность, однако радует глаз местных жителей и гостей поселка, напоминая им знаменитую историю их края, прославленного их земляком Николаем Гоголем на весь мир.

 Восстановление Троицкой церкви, начатое по инициативе и при активном участии известного коллекционера, горячего приверженца диканьской старины И. В. Бугаевича в начале 80-х, фотохронику которого он вел в течение 10 лет, велось тогда за бюджетный счет. Но возрождение святыни продолжалось и после освящения храма, поскольку не было окончено. На время освящения было выполнено только внешние строительные и частично отделочные работы и начата роспись купола изнутри. Оставалось очень много строительных недоделок, донимала нехватка средств, ведь с тех пор все в храме делалось только за счет церковных доходов и пожертвований от населения.

 В 1998 году строительные и отделочные роботы значительно оживились. Возводится колокольня, завершается строительство хоров. Настоятель храма, отец Павел (Свелович) с сыном Юрием, тоже священником, имеющими свой приход в Миргородском округе, лично работали над изготовлением иконостаса, украшенного сейчас восхитительной резьбой по дереву. Иконы для иконостаса и роспись стен сделали местные художники, написавшие свыше 50 икон. Над росписью трудились также художники из Полтавы и Киева. Стены храма украшают иконы и рушники диканьских мастериц-вышивальщиц.

 После десятилетий неверия и господства атеистической идеологии в храм возвратилось много местных жителей. Церковная община объединила людей разного возраста из различных социальных слоёв общества, однако все они не только стали активными прихожанами, но еще и стараются внести свою лепту в благоустройство своего храма.

 В наше время общество постепенно возвращается к пониманию важных изначальных истин и ценностей, что содействует возрождению духовных святынь. Это подтверждает возрождение и укрепление Свято-Троицкой церкви в Диканьке, снова ставшей настоящим духовным центром поселка.


АДРЕС ХРАМА: 38500, Полтавская область, пгт Диканька, ул. Пушкина, 14

Настоятель: протоиерей Павел Сверлович

 


СВЯТО-МИХАЙЛІВСЬКА ЦЕРКВА

 

с. Яреськи Шишацького району

 

До революції в цьому селі був храм на честь Андрія Критського. Як свідчить "Клірова книга Полтавської єпархії на 1902 рік", вона була дерев'яна, на мурованому фундаменті, холодна, в одному зв'язку з дзвіницею, зведена в 1860 році; при храмі діяла бібліотека, в парафії – земське народне училище. Церкву відвідували 1275 чоловіків та 1283 жінок. До парафії входили хутори: при долині Туховій, Макарський, Мироненковий, Хвощовий, Цюревщина, Бузова, Кононовий, Моцаревий.

 Храм зруйнували в 1935 році.

 У 1995 році, за ініціативою тодішнього голови місцевого колгоспу ім. Довженка п. Сукача, в Яреськах було засновано релігійну громаду і розпочато будівництво Свято-Михайлівської церкви. Основні кошти на будівництво нового храму та його облаштування надали парафіяни, головним жертводавцем виступив вже згаданий колгосп-ініціатор.

 Церкву було збудовано в 1997 року, і 21 листопада митрополит Полтавський і Кременчуцький Феодосій освятив храм. Він став справжньою окрасою села і його духовним центром, засвідчивши відродження віри і духовності в цьому поселенні.

 Утримання та поточний ремонт святині ведеться на власні кошти. Ведеться катехизаторська, просвітительська і місіонерська робота.

 

 

АДРЕСА ХРАМУ: 38030, Полтавська область, Шишацький р-н, с. Яреськи

Настоятель: протоиерей Богдан Брянчик