По благословению Высокопреосвященнейшего митрополита
Полтавского и Миргородского Филиппа
 
Язык сайта        Українська        Русский   

Святые и святыни монастыря

Святитель Афанасий, Лубенский чудотворец

Скудные строчки исторических документов рассказывают нам о крестном пути Лубенского чудотворца и судьбе его останков.

Афанасий III (мирское имя Алексей), грек по национальности, родился в 1597 году на о. Крит в благочестивом и знатном роду. Родители дали своему сыну, отличавшемуся незаурядными и умственными способностями, хорошее христианское воспитание и блестящее по тем временам образование.

Юноша имел все основания рассчитывать на славную карьеру при дворе великого визиря. Однако светская жизнь была не по душе Алексею, так как его привлекала жизнь христианских подвижников. Поэтому в 1623 году после смерти отца, в одном из синайских монастырей, он принимает постриг с именем Анания. Спустя некоторое время подвижник направился на Афонскую гору, где был в монастыре послушником в трапезной. Потом совершил паломничество в Иерусалим, посетил палестинские монастыри. В одном из них принял постриг с именем Афанасий.

После возвращения в Солунь Афанасий был возведен в сан священника. Святость его жизни и высокое благочестие стали известны за пределами Солуньской области. Его вдохновенные проповеди и толкования Святого Письма всегда собирали большую аудиторию. И не удивительно, что вскоре Афанасий был возведен в епископский сан и назначен митрополитом. Со временем он посвятил себя проповеди христианства. Стойкость в Православии, благочестие и забота о пастве всегда отличали Афанасия. 26 мая 1652 года святитель был возведен на Константинопольскую патриаршую кафедру.

Нелегкие часы переживала тогда Константинопольская Церковь. Постоянные преследования иноверцев, убогость и недостатки — вот какое наследие досталось новому патриарху. В это трудное время святитель Афанасий III нашел поддержку со стороны Русской Православной Церкви, В январе 1653 г. он отправился в Москву. Путь его проходил через разоренную освободительной войной Украину. В конце января Афанасий посетил Чигирин, где был гостеприимно встречен Богданом Хмельницким. От него патриарх получил личное поручение к российскому царю Алексею Михайловичу.

Остановившись на некоторое время в Путивле, Афанасий в начале апреля прибыл в столицу Российской державы и с любовью был принят иерархами Церкви и православным народом. Накануне 1654 года отправился в обратный путь через Украину. По некоторым данным, Афанасий принимал участие в Переяславской Раде, а потом, до конца февраля, был гостем Б. Хмельницкого. По дороге святитель серьезно заболел и вынужден был остановиться в Мгарском Спасо-Преображенском монастыре. 25 февраля на лубенской земле его гостеприимно встретила монастырская братия во главе с игуменом Петронием Левковичем. Пересказы свидетельствуют, что когда игумен подошел под патриаршее благословение, то измученный тяжелой болезнью Афанасий произнес: «Желает душа моя в этом монастыре грешное мое тело похоронить».

Желание его исполнилось 5 апреля 1654 года Афанасий III умер. Игумен монастыря и свита патриарха похоронили его в храме под амвоном, возле церковных врат, в сидячем положении — как и положено восточным патриархам.

Древние документы свидетельствуют:

«На нем была одета архиерейская одежда, в руку вложен посох. Его посадили в кресло и с креслом, сидящего, поместили в каменный склеп».

Когда через 8 лет после кончины святителя Афанасия вскрыли гробницу, то увидели тело патриарха нетленным, «лишь на правой руке, которая держала посох, не было двух или трех пальцев. Священная одежда с его тела упала и сотлела, кресло сгнило. Целыми остались только палица и посох».

1 февраля 1662 года был совершен соборный чин канонизации святителя Афанасия, Патриарха Цареградского, Лубенского чудотворца. Установлено празднование его памяти 2/15 мая в день памяти одноименного ему святителя Афанасия Великого, Патриарха Александрийского.

Нетленные мощи стали предметом почитания верующими православной Руси. Слава об исцеляющих способностях Афанасия сидящего распространилась далеко за пределы Лубенщины. Тысячи людей шли в Мгарский монастырь с надеждой и верой.

В настоящее время мощи Афанасия Лубенского почивают в Благовещенском кафедральном соборе города Харькова.

Более подробное жизнеописание Святителя Афанасия Вы можете прочесть здесь. 

АКАФИСТ СВЯТИТЕЛЮ АФАНАСИЮ


Святитель Иоасаф Белгородский

 
 

Святитель Иоасаф родился в Прилуках, бывшей Полтавской губернии, в день Рождества Пресвятой Богородицы, 8 сентября 1705 года. При Крещении назван Иоакимом. Он происходил из древнего благочестивого малороссийского рода Горленковых. В 1712 году 7-летнего Иоакима отец отдал в Киевскую духовную академию. В стенах академии он ощутил влечение к монашеской жизни. В течение 7 лет испытывал себя будущий святитель и, наконец, открылся родителям. Долго мать с отцом упрашивали сына-первенца не принимать монашеский постриг.

Но в 1725 году он тайно от них принял рясофор с именем Иларион в Киевском Межигорском монастыре, а 21 ноября 1727 года был пострижен в мантию с именем Иоасаф в Киево-Братском монастыре. Это событие совпало с завершением обучения в духовной академии. Через год инок Иоасаф был хиротонисан архиепископом Варлаамом Вонатовичем в сан иеродиакона. Его оставили преподавателем в Киевской духовной академии. После смерти преосвященного Варлаама Киевской кафедрой стал управлять архиепископ Рафаил Заборовский. Архиепископ Рафаил обратил внимание на выдающиеся способности молодого подвижника и привлек его для более широкого служения Церкви. Ему было поручено ответственное послушание в должности экзаменатора при Киевской архиепископии. В ноябре 1734 года архиепископ Рафаил посвятил иеродиакона Иоасафа в сан иеромонаха и перевел из училищного Братского монастыря в Киево-Софийский архиерейский дом. Одновременно он был назначен членом Киевской духовной консистории. Исполняя должность экзаменатора, он приложил много усилий к исправлению нравственных недостатков приходского духовенства. Консисторская должность святителя была прекрасной школой для его организаторских способностей. В это время он хорошо изучил нужды священнослужителей, достоинства и недостатки епархии. Здесь ясно определилась всесторонность деловых качеств Иоасафа, сочетающаяся с большими внутренними подвигами. Он быстро восходил по лествице духовного совершенства, о чем свидетельствует сохранившееся его произведение «Брань седми честных добродетелей с седми грехами смертными».

 
 

24 июня 1737 года иеромонах Иоасаф был назначен настоятелем Спасо-Преображенского Мгарского монастыря с возведением в сан игумена. В своем монастыре все силы игумен полагал на благоустройство обители, в прошлом бывшей оплотом православия в борьбе с унией. В монастыре находились мощи святителя Афанасия, патриарха Константинопольского, Лубенского чудотворца. Несколько раз патриарх Афанасий являлся игумену Иоасафу, свидетельствуя о своем покровительстве. В 1744 году митрополит Рафаил возвел игумена Иоасафа в сан архимандрита. В конце того же года он был вызван в Москву и вскоре распоряжением Святейшего Синода назначен наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. В обители Преподобного Сергия он также самоотверженно исполнял послушания Церкви (в те годы требовалось много сил для восстановления монастыря после пожара).

2 июня 1748 года в Петропавловском соборе Петербурга архимандрит Иоасаф был хиротонисан во епископа Белгородского. Вступив на архиерейскую кафедру, святитель Иоасаф строго следил за благочестием и состоянием храмов, за правильностью совершения Богослужения и особенно нравственностью паствы. Большое внимание святитель уделял образованию духовенства, правильному соблюдению ими устава и церковных традиций. Как и прежде, святитель Иоасаф все силы отдавал архипастырскому служению, не щадя своего здоровья. Своему келейнику Стефану, накануне преставления, святитель запретил домогаться священного сана и предупредил, что в случае непослушания его постигнет безвременная кончина. Другому келейнику, Василию, святитель указал, что он будет диаконом, а сана священника Белгородского в Иоасафовском никогда не достигнет. И это предсказание впоследствии исполнилось. 10 декабря 1754 года святитель преставился. Прославление святителя Иоасафа в лике святых состоялось 4 сентября 1911 года.

 

МОЛИТВА СВТ. ИОАСАФА БЕЛГОРОДСКОГО

Буди благословен день и час, в оньже Господь мой Иисус Христос мене ради родился, распятие претерпе и смертию пострада. О, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, в час смерти моея прими дух раба Твоего, во странствии суща, молитвами пречистыя Матере и всех святых Твоих, яко благословен еси во веки веков. Аминь.

Подробное житие Святителя Иоаафа, Белгородского Чудотворца читайте здесь

АКАФИСТ СВЯТИТЕЛЮ ИОАСАФУ БЕЛГОРОДСКОМУ


Святые преподобномученики Мгарские

Память — 6 августа

Одним из выдающихся монастырей Православной Украины является Мгарский Спасо-Преображенский монастырь, основанный в 1619 году самоотверженным защитником Православия, выдающимся церковным деятелем митрополитом Исаией (Копинским), в то время игуменом Густынским и Подгорским, на средства княгини Раины Вишневецкой. Предание свидетельствует, что место для сооружения монастыря Раине Вишневецкой указали ангелы.

От самого своего основания Мгарский монастырь играл выдающуюся роль в духовной жизни Украины, всегда оставаясь твердыней Православия. С Мгарской обителью связаны славные деяния и имена защитников веры Православной, в том числе — святителей Афанасия, патриарха Цареградского, и Иоасафа, епископа Белгородского, Константинопольского патриарха Серафима (Амина), Киевских митрополитов Исайи (Копинского) и Иосифа (Нелюбовича-Тукальского), архимандрита Мелхиседека (Значко-Яворского), сына Богдана Хмельницкого Юрия, в постриге Гедеона, гетмана Ивана Самойловича и многих других.

Новое время настало для обители после октябрьского переворота 1918 года.

В годину начавшихся гонений уже восходил на Крестный путь бывший настоятель монастыря архиепископ Харьковский Александр (Петровский), будущий священномученик. В первый послереволюционный год в Полтаве претерпел мучения иеромонах Нил, насельник Мгарской обители, причисленный к лику святых Русской Православной Церковью Заграницей.

И тогда же воздвиг Господь сонм новых молитвенников за славную обитель, ею воспитанных — преподобномучеников Мгарских: игумена Амвросия и с ним шестнадцать братии.

В конце июня 1919 года в монастырь прибыл большевистский Антоновский полк, монахи были изгнаны, а помещения заняты красноармейцами. Братии монастыря пришлось ютиться по сараям. Места для солдат было достаточно, но они, видимо, ради кощунства, заняли также и теплую церковь, находящуюся под одной крышей с архиерейскими покоями, где устраивали оргии, приводили женщин, ходили в шапках и курили. Кроме того, в алтаре большевики взломали шкаф, откуда похитили шелковые и шерстяные подризники.

С иконы Божией Матери были сорваны занавески и серебряный венец, который, как потом передавали, кощунники надевали па лошадь. В церкви разместилось более 500 человек. За неделю до прихода Добровольческой армии большевики ушли из монастыря, оставив в теплом храме разруху и оскверненные иконы, но никаких репрессий по отношению к братии тогда они не предприняли.

Первого августа 1919 года в монастырь пришел небольшой отряд Добровольческой армии, но под давлением превосходящих сил противника на следующий день отступил, и большевики снова вошли в монастырь.

Сразу же после вступления в обитель они стали грабить и бесчинствовать, отняли у монахов все имеющиеся запасы продовольствия и скот. 5 августа, в канун престольного праздника, около четырех часов пополудни, перед началом всенощной, в фаэтоне приехали несколько большевиков и распорядились собрать всех монахов в ограде монастыря, якобы для переписи, по их словам, на предмет зачисления на свой котел, так как все монастырское имущество перешло в их распоряжение.

Не подозревая ничего дурного, монахи стали собираться в указанном месте. Когда пришли настоятель игумен Амвросий и 24 монаха, большевики объявили, что они арестованы за то, что якобы встречали добровольцев и помогали им переправиться через реку Сулу возле монастыря. Арестованным приказали принести из лесу дрова и сложить их на площади. Вначале монахи не поняли, для чего было сделано это распоряжение, но через некоторое время, когда каждый из них принес по две охапки дров, один из большевиков, сопровождавших монахов, сказал: «Довольно, хватит с них для каждого», из чего братия сделала вывод, что их хотят сжечь. Но по неизвестным причинам после переговоров между собою красноармейцы изменили намерения: они стали торопиться, потребовали запрячь две пары волов в повозки, нагрузить их рожью и пшеницей и, отобрав все ключи, погнали арестованных монахов под конвоем в Лубны. Все распоряжавшиеся большевики, за исключением одного, были в военной форме.

Сначала арестованных монахов привели в военный комиссариат, где продержали около двух часов в отдельной комнате. Настоятеля монастыря игумена Амвросия повели в кабинет комиссара Бакая, где он пробыл более часа. По-видимому, в кабинете был и председатель исполкома Пузин. Из кабинета игумен вышел очень печальным и стал о чем-то тихо говорить с отцом ключарем.

Около двенадцати часов ночи по приказу комиссара Бакая арестованных монахов привели под конвоем на вокзал, где продержали около двух часов, после чего погнали быстрым шагом по Пирятинской дороге. Их сопровождали семь красноармейцев — два верховых и пять пеших. Куда и зачем вели братию Мгарского монастыря, большевики никому не говорили. Но из разговоров между солдатами становилось ясно, что красные отступают к Лазоркам и, вероятно, заставят монахов там работать.

Когда монахи прошли пять верст и остановились возле экономии Климовой, в семи верстах от Лубен, их догнал и остановил отряд кавалерии. Послышался голос гладко выбритого человека среднего роста, лет 25-ти, одетого в серую тужурку. Скорее всего, это был комиссар Бакай. Он скомандовал разделить монахов на три партии по восемь человек, В первой партии оказался игумен Амвросий. Он стал умолять комиссара пощадить братию. Но к нему вплотную подошел Бакай и, проговорив сквозь зубы: «Довольно вам морочить людей», выстрелил в него в упор из револьвера. Игумен упал на землю, и в тот же момент по команде Бакая: «Исполнительная команда, стройся!» — солдаты дали залп по остальным семи монахам.

В этой группе находился иеромонах Иларион. Пуля прошла сквозь него, и он упал вместе с другими, но через некоторое время пришел в себя и ползком добрался до канавы при дороге. Услышав, что приближается второй отряд, он спрятался в кустах, растущих над канавой. Оттуда он видел, как большевики этого отряда добивали выстрелами еще живых монахов и грабили их одежду. Оставшихся пленников повели дальше, и когда прошли около одной версты, то отделили еще восемь человек и также дали по ним залп.

Впоследствии иеродиакон Исаакий дал следующие показания: «Стреляли они по монахам почти в упор. Находился я во второй партии и после залпа упал, притворившись убитым. После того с меня сняли сапоги и пошли дальше, приняв меня за убитого».

Иеродиакон Евсевий говорил: «Из нашей группы было убито пять человек, а остальные спаслись, упав на землю и притворившись убитыми <…>, стреляли они в нас шагах в четырех, не больше».

Монах Христиан показал на следствии: «Находился я в третьей группе. Когда произвели в нас залп, я упал на землю и притворился убитым. Перед уходом они хотели снять сапоги, но, найдя их плохими, оставили. Я даже не был ранен».

В последней группе из восьми человек был чудом спасшийся иеромонах Феофил. Он свидетельствовал: «Нас также провели около одной версты, а затем остановили, отвели в канаву и произвели в нас залп из винтовок на расстоянии пяти шагов от нас. Когда после первого залпа мы попадали на землю, то они произвели несколько выстрелов по лежавшим и, не проверяя, кто убит, спешно пошли дальше. Из третьей группы, в которой находился и я, остались в живых, кроме меня, иеродиакон Нифонт, иеродиакон Евсевий и монах Христиан <…>. Когда они расстреливали, было очень темно <…>. Расстреляны тогда были следующие монахи: 1) игумен Амвросий, 2) иеромонахи Аркадий, 3) Иоанникий, 4) Иона, 5) Иосиф, 6) Никанор, 7) Афанасий, 8) Феофан, 9) Серапион, 10) Никострат, 11) иеродиакон Иулиан, 12) монахи Иоанникий, 13) Герман, 14) Назарий, 15) Парфений, 16) Патапий, 17) Доримедонт».

В связи с происшедшим был составлен протокол осмотра. «1919 года сентября 22 дня судебный следователь Лубенского окружного суда по важнейшим делам в присутствии ниже подписавшихся понятых производил осмотр теплой церкви в Мгарском мужском монастыре с целью выяснения, какие повреждения были произведены большевиками, при чем оказалось следующее: теплая церковь помещается под одной крышей с архиерейскими покоями, на площади, вблизи собора. Внутри церкви имеются следующие повреждения:

  • Северные врата, находящиеся в левой половине иконостаса, сорваны с петель и стоят прислоненными к иконостасу;
  • в иконе Божией Матери, помещающейся в левой половине иконостаса, на шее Божией Матери имеется след от удара штыком;
  • в иконе св. Афанасия, помещающейся в правой боковой двери иконостаса, имеется возле глаза след от удара штыком;
  • в киоте перед правым клиросом с иконы Благовещения Божией Матери сорван венчик. На сем протокол осмотра окончен».

В тот же день судебным следователем по важнейшим делам на основании обследований Лубенского уездного врача Георгия Ивановича Омельченко был составлен «Протокол судебно-медицинского освидетельствования» всех раненых, но не убитых во время расстрела монахов Мгарского монастыря.

Иеромонаху Илариону была нанесена огнестрельная рана «в область правой половины груди, причем пуля от входного отверстия во втором межреберном промежутке спереди прошла через правое легкое к выходному отверстию близ нижнего угла правой лопатки. Рана эта, как проникающая в грудную полость, должна быть отнесена к разряду тяжких ран». Иеродиакону Модесту пуля попала в лицо, разрушив перегородку носа. Также были освидетельствованы и другие монахи.

Из-за спешки пьяных карателей и благодаря темной ночи уцелели: иеромонах Иларион, 67 лет, иеродиакон Исаакий (в миру Иоанн Паценко), 61 год, иеромонах Митрофан, иеромонах Феофил (в миру Федор Михайлов), 52 года, иеродиакон Нифонт, 51 год, иеродиакон Евсевий (в миру Евфимий Юрченко), 42 года, монах Христиан (в миру Мирон Сидоренко), 49 лет, иеродиакон Модест (в миру Матфей Дудка), 44 года.

Дознание о расстреле 5 августа монахов Мгарского монастыря произвел надзиратель государственной стражи по Лубенской волости Василий Никитич Пономаренко, допросив оставшихся в живых монахов Илариона, Исаакия, Модеста и Нифонта, о чем 30 сентября 1919 года доложил судебному следователю но важнейшим делам Лубенского окружного суда.

«По их словам, — писал в отчете Пономаренко, — большевиков могли настроить против монахов проживавшие в монастыре беженец и учительница, которые враждебно относились к монахам и не раз говорили, что всех их давно следовало перевешать».

Иеродиакон Исаакий, один, из чудесно спасшихся во время расстрела, говорил, что личности большевиков, подвергших их аресту, ему неизвестны, но он узнал проживавших некоторое время в монастыре беженца Григория Чека, писаря из села Мгари, и коммунистку Ксению Константиновну, жительницу Лубен, служившую, как выяснилось, начальницей коммунистических школ, которые относились к монахам и вообще к православной религии враждебно, а «5 августа, — засвидетельствовал отец Исаакий, — беженец [Григорий Чек] встретил на балконе гостиницы иеромонаха и нанес ему побои палкою, причем, кричал, что всех монахов нужно вешать».

Для дальнейшего расследования Лубенский окружной суд обратился к Полтавскому архиерею с просьбой «вырыть тела расстрелянных большевиками 17 монахов для производства над ними судебно-медицинского вскрытия. Но епископ Алексий 23 октября 1919 года отверг это предложение: «Не нахожу возможным беспокоить прах мучеников вскрытием их из могил».

*   *   *

8 мая 2008 г. в резиденции Предстоятеля, в Киево-Печерской Лавре, под председательством Блаженнейшего Митрополита Владимира состоялось очередное заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви.

В заседании приняли участие митрополиты: Одесский и Измаильский Агафангел, Луганский и Алчевский Иоанникий, Хмельницкий и Староконстантиновский Антоний, архиепископы: Хустский и Виноградовский Марк, Николаевский и Вознесенский Питирим, Белоцерковский и Богуславский Митрофан — управляющий делами УПЦ, а также епископ Горловский и Славянский Митрофан.

Синод заслушал рапорт Преосвященнейшего Ефрема, архиепископа Криворожского и Никопольского. Председателя Синодальной комиссии по канонизации святых УПЦ, о причислении к лику местночтимых святых Полтавской епархии насельников Мгарского монастыря, которые пострадали в годы гонений на Церковь (ЖУРНАЛ № 36):

1) Игумена Амвросия; 2) Иеромонаха Аркадия; 3) Иеромонаха Иоанникия; 4) Иеромонаха Ионы; 5) Иеромонаха Иосифа; 6) Иеромонаха Никанора; 7) Иеромонаха Афанасия; 8) Иеромонаха Феофана; 9) Иеромонаха Серапиона; 10) Иеромонаха Никострата; 11) Иеромонаха Иулиана; 12) Монаха Иоанникия; 13) Монаха Германа; 14) Монаха Назария; 15) Монаха Парфения; 16) Монаха Потапия; 17) Монаха Доримедонта.

Рассмотрев житие, труды, подвиги, чудеса и народное почитание насельников Мгарского монастыря, которые пострадали в годы гонений на Святую Церковь.

РЕШИЛИ:

  • Благословить для местного прославления и почитания: 1) Игумена Амвросия; 2) Иеромонаха Аркадия; 3) Иеромонаха Иоанникия; 4) Иеромонаха Ионы; 5) Иеромонаха Иосифа; 6) Иеромонаха Никанора; 7) Иеромонаха Афанасия; 8) Иеромонаха Феофана; 9) Иеромонаха Серапиона; 10) Иеромонаха Никострата; 11) Иеромонаха Иулиана; 12) Монаха Иоанникия; 13) Монаха Германа; 14) Монаха Назария; 15) Монаха Парфения;16) Монаха Потапия;17) Монаха Доримедонта;
  • утвердить иконописное изображение святых;
  • утвердить предложенные проекты тропаря и кондака святым преподобномученикам Мгарским;
  • память святым преподобномученикам Мгарским совершать 24 июля/6 августа;
  • Вознести благодарение Всемилостивому Богу, дивному во святых Своих, который явил нам новых молитвенников за нашу Святую Церковь и наш народ.

Святые преподобномученики Мгарские (подробнее здесь)