По благословению Высокопреосвященнейшего митрополита
Полтавского и Миргородского Филиппа
 
Язык сайта        Українська        Русский   

Борис, благоверный Князь и Страстотерпец

Уроженец бывшей Полтавской земли

? - 24 июля / 6 августа 1015

Память – 2/15 мая (перенесение мощей), 24 июля / 6 августа (преставление)

Святые благоверные князья Борис и Глеб (в святом крещении –– Роман и Давид) –– первые русские святые, прославленные Вселенской Церковью. Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира (+ 15 июля 1015). Рожденные незадолго до Крещения Руси, святые братья были воспитаны в Христианском благочестии.

Старший из братьев, Борис, получил хорошее образование. Он любил читать Священное Писание, произведения Святых Отцов и, особенно, жития святых. Под их влиянием святой Борис имел горячее желание следовать подвигу угодников Божиих и часто молился, чтобы Господь удостоил его такой чести.

Святой Глеб с раннего детства воспитывался вместе с братом и разделял его стремление посвятить жизнь исключительно служению Богу. Оба брата отличались милосердием и сердечной добротой, следуя примеру святого равноапостольного великого князя Владимира, который был милостив и чуток к бедным, больным, обездоленным.

Еще при жизни отца святой Борис получил в удел Ростов. Управляя своим княжеством, он проявил мудрость и ласковость, заботился в первую очередь о распространении Православной веры и утверждении благочестивого образа жизни среди подданных. Молодой князь прославился также как храбрый и талантливый воин.

Незадолго до своей смерти великий князь Владимир призвал Бориса в Киев и отправил его с войском против печенегов. Когда случилась смерть равноапостольного князя Владимира, старший его сын Святополк находился в Киеве и провозгласил себя великим князем киевским. Святой Борис в это время возвращался с похода, так и не встретив печенегов, которые, вероятно, испугались его и ушли в степь. Узнав о смерти отца, Борис очень огорчился. Дружина уговаривала его идти на Киев и занять великокняжеский престол, но святой князь Борис, не желая междоусобных распрей, распустил свое войско: "Не подниму руки на брата своего, да еще старшего меня, которого мне надлежит почитать за отца!".

Но вероломный и властолюбивый Святополк не поверил в искренность Бориса. Желая защитить себя от возможного соперничества брата, на стороне которого были симпатии народа и войска, он подослал к нему убийц. Святой Борис был оповещен о таком вероломстве Святополка, но не стал прятаться и, подобно мученикам первых веков Христианства, охотно встретил смерть. Убийцы пришли к нему 24 июля 1015 года, в воскресенье, когда он молился за утреней в своем шатре на берегу Альты. После службы они ворвались в шатер и ранили князя копьями. Любимый слуга святого князя Бориса –– Георгий Угрин, родом венгр (угрин), бросился на защиту и сразу же был убит. Но святой Борис был еще жив. Выйдя из шатра, он стал горячо молиться, а потом обратился к убийцам: Тогда"подходите, братия, окончите службу свою, и да будет мир брату Святополку и вам". После этих слов один из них подошел и убил князя.

Когда слуги Святополка везли тело Бориса в Киев, в пути им встретились два варяга, посланные Святополком для ускорения дела. Варяги заметили, что князь все еще жив, хотя тот еле дышал, и один из них мечом пробил его сердце. Тело святого страстотерпца князя Бориса тайно привезли в Вышгород и поместили в храме в честь Святого Василия Великого.

Позже Святополк так же вероломно убил святого князя Глеба. Великий князь киевский Ярослав Мудрый позаботился о том, чтобы разыскать останки святого Глеба, которые четыре года оставались не погребенными, и похоронил их также в Вышгороде, в храме Святого Василия, рядом с мощами святого князя Бориса.

Через некоторое время храм этот сгорел, но мощи остались неповрежденными, и от них произошло много чудотворений. Один варяг без набожности стал на могилу святых братьев, и вдруг пламя вышло из могилы и обожгло ему ноги. От мощей святых князей получил исцеления хромой отрок, сын жителя Вышгорода: святые Борис и Глеб явились ему во сне и осенили крестом больную ногу. Подросток проснулся –– и стал вполне здоровым.

Благоверный князь Ярослав Мудрый построил на этом месте каменный пятиглавый храм, который был освящен 24 июля 1026 года Митрополитом Киевским Иоанном с собором духовенства. Много храмов и монастырей по всей Руси было посвящено святым князьям Борису и Глебу, фрески и иконы святых братьев-страстотерпцев также известны во многих храмах Русской Церкви.

В чем же заключался подвиг благоверных князей Бориса и Глеба? Какой смысл в том, чтобы вот так, без сопротивления, погибнуть от рук убийц?

Жизнь святых страстотерпцев была принесена в жертву главной Христианской добродетели –– любви. "Кто говорит: "Я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот неправдивец" (I Ин. IV, 20). Святые братья сделали то, что было еще новым и непонятным для языческой Руси, которая привыкла к кровной мести, –– они показали, что за зло нельзя платить злом, даже под угрозой смерти. "Не бойтесь тех, кто убивает тело, душу же не способных убить" (Мф. Х, 28).

Святые мученики Борис и Глеб отдали жизнь во исполнение послушания, на котором зиждется духовная жизнь человека и вообще жизнь в обществе. "Видите, братия, –– замечает преподобный Нестор Летописец, –– как высока покорность старшему брату? Если бы они противились, то вряд ли удостоились бы такого дара от Бога. Много ныне юных князей, которые не подчиняются старшим, и за противление им бывают убиты. Но они не получили благодати, которой удостоились эти святые".

Благоверные князья-страстотерпцы не захотели поднять руку на брата, но Господь Сам воздал властолюбивому тирану (по слову Божьему, "У Меня отмщение и воздаяние" (Втор. ХХХІІ, 35): в 1019 году князь киевский Ярослав Мудрый, тоже один из сынов князя Владимира, собрал войско и разбил дружину Святополка. По Промыслу Божьему, решающая битва состоялась на поле возле реки Альта, где был убит святой Борис. Святополк, названный русским народом Окаянным, бежал в Польшу и, подобно первому братоубийце Каину, нигде не находил себе покоя и приюта. Как свидетельствуют летописцы, даже из могилы его выходило зловоние.

"С того времени, –– пишет летописец, –– утихла на Руси крамола". Благоверные князья-страстотерпцы не только прославлены от Бога даром исцелений, они –– особенные покровители, защитники Русской земли. Известно много случаев их явлений в трудные времена, например: святому Александру Невскому –– накануне Ледового побоища (1242), великому князю Димитрию Донскому –– в день Куликовской битвы (1380).

пишет летописец, –– утихла на Руси крамола". Благоверные князья-страстотерпцы не только прославлены от Бога даром исцелений, они –– особенные покровители, защитники Русской земли. Известно много случаев их явлений в трудные времена, например: святому Александру Невскому –– накануне Ледового побоища (1242), великому князю Димитрию Донскому –– в день Куликовской битвы (1380).

Почитание святых Бориса и Глеба началось очень рано, вскоре после их смерти. Служба святым была сложена Митрополитом Киевским Иоанном І (1008 – 1035).

Память святых –– 2 мая и 24 июля за ст. ст.

Тропарь, глас 2:

Правдивая страстотерпца и истинная Евангелия послушателя, целомудренный Романе с незлобивым Давидом, не сопротив стаста врагу сущу брату, убивающему телеса ваша, души же коснутися не могущу. Да плачется убо злый властолюбец: вы же радующеся с лики Ангельскими, предстояще Святей Троице, молитеся о державе сродников ваших Богоугодней быти, и сыновом Русским спастися.

Кондак, глас 3:

Правдивая страстотерпца и истинная Евангелия послушателя, целомудренный Романе с незлобивым Давидом, не сопротив стаста врагу сущу брату, убивающему телеса ваша, души же коснутися не могущу. Да плачется убо злый властолюбец: вы же радующеся с лики Ангельскими, предстояще Святей Троице, молитеся о державе сродников ваших Богоугодней быти, и сыновом Русским спастися.

Кондак, глас 3:

Возсия днесь преславная память ваша, благороднии страстотерпцы Христовы, Романе и Давиде, созывающи нас к похвалению Христа Бога нашего. Тем притекающе к раце мощей ваших, исцеления дар приемлем молитвами вашими, святии, вы бо Божественнии врачеве есте.