По благословению Высокопреосвященнейшего митрополита
Полтавского и Миргородского Филиппа
 
Язык сайта        Українська        Русский   

Макарий (Токаревский), Переяславский Чудотворец, архимандрит Каневский и Овручский, игумен пинский, преподобномученик

Мощи святого длительное время почивали в храмах Полтавщины

? - 7/20 сентября 1678 (или 1688)

Дни памяти – 26 мая (перенесение мощей в Переяслав),

20 сентября (преставление)

и в Соборе Белорусских святых (3-е воскресенье по Пятидесятнице)

Святой родился на Волыни, в городе Овруч, в конце ХVI или в начале ХVII века (по разным источникам, в 1596 или в 1605 году). Родители его, по фамилии Токаревские, были глубоко верующими людьми, преданными Православию, и такую же преданность взрастили они в сердце своего сына. В те времена святая вера на Волыни, как и на большей части территории Украины, была под угрозой: с востока надвигались католики и униаты, с юга –– турки и татары. Поэтому рождение святого, как высказался один из авторов его жития, было подобно утренней заре, что возвещала утешение и радость угнетенным и обездоленным Православным нашей многострадальной страны.

Уже в очень юном возрасте преподобный был не похож на своих ровесников: он не любил шумных развлечений и шалостей, а больше времени проводил в молитве. Также знаем о том, что святой часто оставлял родительский дом и жил рядом с людьми, известными своей духовной жизнью, ибо желал тоже обрести духовность. Благочестивые родители не препятствовали этому и сами помогали духовному развитию своего сына. Прошло время, и юноша выразил желание оставить этот суетный мир. Он принял монашеский постриг в одном из овручских монастырей. Мирское имя преподобномученика нам неизвестно, а в монашестве он был назван Макарием (на греческом языке –– блаженный) –– по Промыслу Божию, что будет Макарий действительно блаженным, и через него и другие будут идти к блаженству.

Известно, что в 1637 году святой пребывал в Купятицком монастыре вблизи Пинска (ныне –– Беларусь). Там, по дивному Промыслу Божию, в это время также подвизался Афанасий (Филиппович), который позже уславился как преподобномученик Афанасий Брестский, погибший от рук католиков. Так в одном монастыре несколько лет жили, в единой молитве и Христовой любви, два будущих преподобномученика –– Афанасий и Макарий. Несомненно, что глубоко образованный, искренний в Православии Афанасий содействовал духовному становлению Макария. Когда около 1638 года в Брестском Симеоновом монастыре умер настоятель, братия обратилась к Купятицкому игумену с просьбой направить к ним для настоятельства Афанасия или Макария. Жребий пал на Афанасия –– и он в 1640 году был высвячен во игумена, а через восемь лет удостоился от Господа венца мученического –– за непоколебимое стояние в вере.

Святой Макарий также недолго пробыл в Купятичах. Вскоре святитель Киевский Петр Могила, узнав о чистой и святой жизни преподобного, назначает блаженного Макария настоятелем и руководителем братства в Каменецкий монастырь Гродненской губернии. Около 1657 года, по благословению наместника Киевской митрополии, епископа Черниговского Лазаря Барановича, Макарий становится игуменом, а вскоре –– архимандритом Овручского Успенского Заручайского монастыря. Здесь преподобный пробыл около 15 лет, и много горя претерпел от фанатиков-униатов, которые бесчисленное количество раз нападали на монастырь, грабили храмы, издевались над настоятелем и братией. Святой же, утешая паству свою, говорил: "Повторяйте, повторяйте чаще слова Давидовы: "Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Аще возстанетъ на мя брань, на Него азъ уповаю" (Пс. 26, 3).

И вера преподобного не была напрасной. Однажды татары окружили монастырь. После длительной осады в обители уже стала ощутимой нехватка еды и воды. Долго молился преподобный; потом, отслужив в храме молебен, собор монахов во главе со святым настоятелем, с крестами, иконами и хоругвями вышел к врагам. Татары же вместо маленькой кучки монахов увидели огромное войско и побежали прочь от монастыря.

Часто посещали обитель и униаты, предлагая или объединиться под властью римского папы, или соревноваться в вере. "Какое объединение может быть между нами? –– спрашивал преподобный. –– Покажите вашу веру в делах ваших. Разве это по-христиански, если вы убиваете людей и разрушаете благочестие? О, воздаст Господь судом Своим по делам вашим". Не могли терпеть противники правой веры такого светоча Православия, который делал явственными их темные дела, обличая их. И вот в 1671 году доминиканские "монахи" "вооруженною рукой" заставили Макария покинуть Овруч. Святой посетил епископа Лазаря Барановича, а потом пошел в Киев, где подвизался среди братии Святой Киевской лавры. Вскоре Митрополит Киевский Иосиф решил назначить Макария настоятелем Каневского Успенского монастыря. Именно в Каневе преподобный достиг меры совершенства духовного, и именно здесь увенчал его Бог венцом мученическим и при жизни прославил даром чудес.

Однажды пришел в монастырь слепой житель Канева, и попросил излечить его. "Я не имею лекарств, –– ответил преподобный, –– но веруй и молись Тому, Кто дал зрение слепому". Это было накануне Богоявления. Святой горячо молился об исцелении слепого, –– и во время освящения воды, когда архимандрит произнес слова молитвы "Велий еси Господи, и чудна дела Твоя", слепец прозрел!

Одна женщина пожаловалась преподобному, что ее сын плохо себя ведет: ленится, не помогает матери. Святой долго убеждал юношу изменить жизнь, но тот не слушал, даже сказал, что лучше ему уйти к татарам или полякам, и также признался, что ему трудно долго молиться. Преподобный, выслушав все, благословил читать только одну молитву –– "Отче наш". Святые слова Молитвы Господней так поразили юношу, что он начал читать эту молитву почти постоянно и... исправился. А духовная практика постоянного чтения Молитвы Господней с тех пор называется "правилом преподобномученика Макария".

Был в Каневе судья, который вершил суд за деньги, беря взятки и с богатых, и с бедных. И вот преподобный начал, от имени той или иной жертвы взяточника, посылать ему каждую субботу маленькие суммы денег с бумажкой, на которой было написано: "Последнее отдаю, а больше не имею. Пощади себя и меня!". Эти послания так потрясли грешную душу судьи, что он, подобно Евангельскому мытарю, раскаялся и все свое неправедное богатство раздал бедным.

Около 1676 года святой Макарий предрек, что через два года Канев будет разрушен, а сам он погибнет. Преподобный предложил братии постом и молитвой готовиться к испытаниям, а кто чувствовал себя слабым для этого, того Макарий благословлял покинуть монастырь. В 1678 году, в начале сентября, несметное полчище турецкое окружило монастырь, в котором спрятались жители города, уцелевшие в войне. Святой настоятель встретил врагов монастыря с крестом в руках. Турки схватили преподобного, издевались над ним, но Макарий только молился: "Господи, приложи мне веру, да веренъ обрящуся предъ Тобою". Враги требовали золото и драгоценности монастырские, но святой смиренно и твердо ответил: "Мое сокровище –– на небе, на земле же я ничего не собирал и не прятал". Потом преподобного привязали между двух столбов, выкручивали ноги, сдирали кожу, а напоследок отсекли голову. Турки ушли с монастыря, а скорбящие верующие отнесли тело своего святого в храм. Но враги неожиданно возвратились и сожгли храм вместе со всеми, кто в нем находился. На пепелище жители Канева, которые чудом не погибли, нашли святое тело преподобномученика. Он был как живой, с крестом в руках и на груди. Люди с любовью погребли честные останки святого на месте жертвенника разрушенного храма.

Когда в 1688 году храм начали восстанавливать, было найдено нетленное тело преподобномученика. И сразу же начались чудеса и исцеления от святых мощей. Но враги не перестали нападать на Канев, и поэтому мощи перенесли в Воскресенскую церковь города Переяслава, а потом, в том же Переяславе, –– в Михайловский Вознесенский монастырь.

В 1942 году святые мощи преподобномученика Макария перенесены в Троицкую, в 1965-ом –– в Рождества-Богородичную церковь г. Черкассы, а сейчас они пребывают в новопостроенном Свято-Михайловском кафедральном соборе этого же города.

13 (26) мая (день перенесения мощей в Переяслав), а также 7 (20) сентября (день мученической кончины) – дни памяти преподобномученика Макария. Православные белорусы упоминают святого Макария также в Соборе Белорусских святых (в воскресенье III по Пятидесятнице).

Тропарь, глас 8 (поемый в Свято-Макариевском кафедральном соборе):

Ко всечестным и многоцелебным мощем твоим, преподобномучениче Макарие, мы, грешнии, со умилением притекающе, дар исцеления приемлем: ты бо присно источаеши болящим здравие, печальным утешение, и всех чтущих тя всякое исполняеши требование, молящеся Христу Богу спастися душам нашим.

Кондак, глас 2:

Постническое и равноангельное житие твое страдальческими уяснил еси подвиги, и Ангелом совсельник явился еси, Богоблаженне Макарие, с ними Христу Богу моляся не престай о всех нас.


Акафист святому преподобномученику Макарию