По благословению Высокопреосвященнейшего митрополита
Полтавского и Миргородского Филиппа
 
Язык сайта        Українська        Русский   

Василий (Преображенский), епископ Кинешемский, Святитель, Исповедник

1875 – 13 августа 1945

В 1912 году преподавал в г. Миргороде

Дни памяти – местночтимый в Ивановской области (в Соборе Ивановских святых?),

13 августа (преставление)

Будущий святитель Василий Кинешемский (в миру Вениамин Сергеевич Преображенский) родился в 1875 году в г. Кинешма Костромской губернии в семье священника. Своим христианским воспитанием святитель Василий был обязан родителям. Они старались оградить детей от влияния мира, зная, как трудно вырывать из сердца тернии грехов и страстей, если те уже проросли. Все устроение жизни было монашеским. Для ребенка было отрадой посещение дома нищей братией и странниками. В самый день крещения, когда Вениамина принесли из храма домой, в их дом пришла странница-старушка, которая, взглянув на мальчика, сказала: "Это будет великий человек". Вениамин успешно окончил гимназию и поступил в Киевскую Духовную Академию, которую в 1901 году окончил со степенью кандидата богословия.

В том же году он стал преподавателем Воронежской Духовной семинарии и был на этой должности до 1910 года. Годы, проведенные в Воронеже, были заняты преподавательской и научной деятельностью. Он пишет диссертацию "О скитском патерике", за которую получает степень магистра богословия. Для продолжения своего образования Вениамин уезжает на год в Лондон. После возвращения на родину он продолжает свою преподавательскую деятельность.

Местом служения на этом поприще теперь стал г. Миргород Полтавской области (в 1912 году), а позже – Москва. Преподавание настолько увлекало Вениамина, что он закончил также Педагогический институт и решил всю свою жизнь посвятить педагогике.

Но Господь распорядился иначе. Однажды, будучи в гостях у родителей, он с друзьями катался в лодке. Далеко от берега она опрокинулась. Вениамин взмолился, прося Господа сохранить ему жизнь и обещая посвятить себя служению Церкви. Господь услышал молитву – Вениамин увидел доску, ухватился за нее и выплыл.

В 1917 году Вениамин Сергеевич поступает псаломщиком в Вознесенскую церковь г. Кинешмы, где служил его престарелый отец. Памятуя обет, данный Богу, он начинает проповедовать в храмах города, а вскоре и на приходах епархии. Понимая, что слушатели его недостаточно просвещены, он основывает церковные кружки.

В 1920 году Вениамин рукополагается во иерея, а затем принимает постриг с именем Василий –– в память Василия Великого. 19 сентября 1921 года он был хиротонисан во епископа Кинешемского, викария Костромской епархии.

Став епископом, Владыка Василий усилил подвижнические труды. Он отказался от какой бы то ни было собственности и поселился на окраине города, в маленькой баньке. Спал на голом полу, положив под голову полено. Подвиг свой от посторонних скрывал, принимая приходящих в канцелярии, устроенной при Вознесенской церкви. Каждое утро, еще до рассвета, Владыка шел через весь город в храм и возвращался домой поздно ночью. Не раз грабители останавливали его на улице, и он с кротостью и любовью отдавал им все, что имел; вскоре они стали узнавать его и не тревожили. Помимо ежедневных церковных служб, во время которых он всегда проповедовал, святитель исповедывал своих духовных чад, обходил дома всех нуждающихся в его помощи со словом утешения, посещал монастыри и основанные им многочисленные церковные кружки.

Благодатные проповеди епископа Василия привлекали в храм все больше людей. Это вызывало у властей большое беспокойство, но повода для ареста святителя не находилось. В 1922 году в Нижнем Поволжье разразился голод, от которого умирали тысячи людей. Незадолго до Пасхи оставшихся без родителей детей привезли в Кинешму. Владыка Василий обратился к народу с проповедью, призывая помочь голодающим детям. Многие после его проповеди взяли детей в свои семьи. Вскоре окружающие стали замечать, что по молитвам святителя совершаются исцеления и что его предсказания сбываются.

Недолго прослужил Владыка на своей кафедре – один год и два месяца. В мае 1923 года он был арестован и приговорен к двум годам ссылки. Отбывал он ее в поселке Усть-Кулом Зырянского края. Вскоре туда к Владыке приехал его келейник Александр Павлович Чумаков, который добровольно разделил с ним тяготы ссылки.

Вернувшись в мае 1925 года из ссылки, Владыка оповестил своих духовных чад, и они стали приходить к нему в Вознесенскую церковь. До поздней ночи длилась исповедь. Церковная жизнь в Кинешме снова наладилась. На Рождество 1926 года власти, обеспокоенные подъемом духовной жизни, потребовали, чтобы епископ покинул город. Келейник Александр Павлович предложил Владыке поехать на свою родину, в деревню Анаполь.

В деревне Владыка служил вдвоем с Александром Павловичем в своем домике. Никто из посторонних на этих службах не присутствовал. Почти в полном уединении епископ Василий прожил около полугода, а затем поехал в Саров, чтобы помолиться у мощей преподобного Серафима. Вскоре он получает назначение на кафедру в г. Вязники Владимирской епархии. Там Владыка Василий продолжил дело, начатое в Анаполе. Он собрал в одну книгу проповеди на евангельские темы, которые он произнес в храме и кружках, и рукопись книги передал доверенным людям в Кинешме. Проповеди Владыки привлекли в храм его родного города множество народа, и власти, обеспокоенные этим, выслали Блаженнейшего в Кинешму, но там ему удалось прослужить только несколько месяцев. Вскоре епископу опять пришлось уехать, на этот раз – в Кострому. Он прожил и прослужил в Костроме около года и вернулся в Кинешму, но уже через месяц, в октябре 1929-го, был снова арестован и осужден на три года ссылки.

Местом заключения на этот раз, после иваново-вознесенской тюрьмы, стала деревня Малоречка в 25 километров от г. Таборово Екатеринбургской области. В эту ссылку опять поехал с Владыкой его келейник, и они вместе совершали ежедневные богослужения. Жизнь их была подобна скитской: молитва, богослужение, тяжелая работа в лесу.

В 1932 году срок ссылки окончился и власти стали требовать их отъезда. Куда ехать? Александр Павлович часто рассказывал святителю о своем пребывании в Оптиной пустыни, и тот любил особенно слушать рассказы о послушаниях, на которых приходилось трудиться его келейнику. Узнав, что пекарь Фотий, которому помогал Александр Павлович, родом из Орла, Владыка решает, что можно поехать в город Орел.

Меньше года они прожили в Орле. В 1933-ем снова последовал арест. Владыка и его келейник были отправлены этапом в Кинешму, где уже шли допросы его духовных чад. На допросах Владыка говорил, что советская власть – это временная власть, в идею построения социализма-коммунизма он не верит. Борьба с религией попущена волей Божией для испытания нравственно-религиозной жизни народа. В этот период испытания народа, несомненно, произойдет раскол на верующих и неверующих, причем верующие могут оказаться в меньшинстве. Но, несмотря на это, Церковь победит, и врата ада не одолеют ее. В августе епископ Василий был обвинен в создании сети контрреволюционных кружков, ставивших своей задачей антисоветское воспитание религиозных масс и свержение существующего строя. Приговор –– 5 лет исправительно-трудовых лагерей. Их Владыка отбыл на строительстве канала недалеко от Рыбинска. А его келейник Александр Павлович был отправлен в лагерь под Мурманском.

После освобождения из лагеря, в январе 1938 года, Владыка поселился в Рыбинске. Чуть позже, но в том же году, он познакомился с регентом храма села Котово И. О. Тиховой, которая пригласила его переехать к ним. В этом селе епископ Василий служил в устроенном на огороде в баньке небольшом храме. Там бывали только самые близкие люди, но скоро в селе образовался кружок. Пребывание здесь Владыки было замечено местным НКВД, и началась слежка.

В ноябре 1943 года епископа снова арестовывают и помещают во внутреннюю тюрьму г. Ярославля. При заключении в тюрьму ему был поставлен диагноз – миокардит. Владыке на то время было уже 68 лет, а его допрашивали днем и ночью. Измученного двухмесячными допросами, едва живого святителя доставили в Москву, в Бутырки. При приеме в эту тюрьму врач выписал направление в больницу, но пробыл заключенный там недолго – его опять перевели в Бутырскую темницу, где начали допрашивать.

В июле 1944 он получает новый приговор – снова 5 лет ссылки. После тяжелого сердечного приступа Владыка общим этапом был отправлен в тюрьму г. Красноярска, а оттуда должен был следовать своим ходом в глухое сибирское село Бирилюссы.

Долго святитель не мог найти себе жилье в это селении, и, наконец, поселился в доме вдовы с тремя детьми, которые издевались над ним во время молитвы. Вскоре верующие нашли для Владыки другую квартиру. В Бирилюссах с епископом Василием случился частичный паралич, после которого ему стало трудно ходить и требовался уход. Одной духовной дочери святитель писал, что уже достиг предела человеческой жизни и дальнейшая жизнь представляет для него мало интереса; смерти он не боится, но хотел бы умереть в кругу близких, со всеми напоследок поговорить, всех благословить, доверить свое завещание и похоронные распоряжения.

Но рядом никого не было. Весной 1945 года Владыка пишет письмо Александру Павловичу, в котором зовет приехать к нему, но тот обещает приехать только после сенокоса... До этого времени Владыка дожить не надеялся.

13 августа 1945 года святитель почувствовал приближение смерти и позвал к себе жившую у хозяйки монахиню. Попросил читать канон на исход души. Монахиня начала читать, Владыка молился. Когда она прочла последнюю молитву, он сам твердым голосом произнес: "Аминь" и тихо почил. Свои останки он завещал перенести на родину.

Через 40 лет были обретены мощи святителя, их привезли в Москву, а затем перенесли в г. Иваново (ныне снова Иваново-Вознесенск), в Свято-Введенский женский монастырь.

В августе 1993 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил местное почитание святого. Святитель Василий Кинешемский – месточтимый святой Ивановской области.

Тропарь, глас 8:

Православия наставниче, благочестия учителю и чистоты,/ вселенныя светильниче, архиереев богодухновенное удобрение,/ Василие премудре, ученьми твоими вся просветил еси;/ цевнице духовная, моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак, глас 3: Мужество твое, святителю Христов Василие, возславим,/ и чистоту веры превозносим,/ и дару словес твоих удивляемся,/ яко от небес приял еси Божественную благодать,/ наставляти и защищати стадо Христово.